Впервые в истории независимой Украины "дорожные деньги" начнут тратить непосредственно на дороги. Парламент проголосовал в первом чтении за законопроект о внесении изменений в Закон "Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины" относительно усовершенствования механизма финансирования дорожной отрасли. Проще говоря, эта законодательная инициатива подразумевает создание специального Государственного дорожного фонда.
О плачевном состоянии украинских дорог не знает только домосед-отшельник. О наших дорогах в мире сочиняют анекдоты (по большей части, мы же сами и сочиняем, но тем не менее).
И без проблем можно ездить только по 3% дорог, а это всего около 5000 из 170000 километров в сети наших автомобильных дорог.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaУ нас в стране сложилась пагубная и неправильная тактика. С одной стороны, государство взимает деньги с автомобилистов в виде того же акциза на топливо, автомобили и комплектующие, а с другой — эти деньги не идут на дороги. Только 15-20% из них выделяли на финансирование дорог. Остальные — в общий доход бюджета, и распределяются Минфином по его усмотрению. Эта ситуация странная, несправедливая и обидная. Ведь большинство автомобилистов уверены, что заплатили государству на дороги, и ждут, что из этих денег дороги должны ремонтироваться, как минимум. Но дело в том, что из общего бюджета деньги тратятся на что угодно, кроме дорог. Кто и каким образом распределяет эти деньги — вопрос другой.
Потому позитив номер один: когда будет создан специализированный Дорожный фонд, он будет вести учет и контроль существующих статей дохода. И правительство не сможет в ручном режиме перенаправить деньги автомобилистов на другие цели.
Позитив номер два: по предварительным подсчетам, создание Дорожного фонда увеличит финансирование дорог Украины ориентировочно в 4 раза. Соответственно, темпы восстановления нашей дорожной сети существенно улучшатся.
Сейчас ремонты проводятся, но они эпизодические. Например, от реконструкции дороги Киев — Полтава — Харьков жителю Сумской или Черновицкой области ни холодно, ни жарко. А если этот фонд будет создан — каждый будет знать, что в его регионе появятся хорошие дороги. Ведь деньги из него будут распределяться между дорогами государственного и местного значения.
Позитив номер три: значительная часть средств фонда будет финансировать безопасность на дорогах. А ведь это не только качество покрытия. Наша дорожная инфраструктура нуждается в массе объектов, о которых сейчас только мечтает. Для примера, нам необходимо строить безопасные пешеходные переходы. Ибо существующие очень часто неправильно оборудованы. Отдельный разговор — качество и размещение дорожных знаков. Водитель, даже не желая нарушать правила дорожного движения, может спровоцировать ДТП. Ведь знаки располагаются некорректно, их видно на небольшом расстоянии, они "прячутся" в кустах и деревьях, а иногда даже противоречат друг другу.
Таким образом, получается очень однобокое отношение государства к водителю — оно только требует от него безопасности, ничего не гарантируя взамен. Дорожный фонд эту ситуацию изменит.
Правда, такой нужный и полезный законопроект принят только за основу. Парламентарии будут рассматривать его еще раз и выносить окончательное решение. Офис эффективного регулирования принимал непосредственное участие в разработке документа, поэтому мы вместе со всей автомобильно-пешеходной общиной "держим кулаки". Пусть дороги Украины станут предметом гордости, а не анекдотов.