Отопление в рассрочку: риски и перспективы

Кабмин объявил о новом механизме расчета за отопление — в рассрочку. Но как именно он будет действовать, пока никто не знает
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Правительство разработало документ, который позволит украинцам оплачивать летом часть счета за услуги централизованного отопления, полученные в зимний отопительный период. Разработчики считают, что такая рассрочка снизит нагрузку на кошельки граждан Украины.

Порядок предоставления рассрочки регулирует постановление "Об уменьшении финансовой нагрузки на потребителей в оплате за услуги централизованного отопления путем создания условий для получения рассрочки на оплату за услугу централизованного отопления".

Согласно документу, потребители, которые не могут получить жилищные субсидии, смогут оплачивать счета за отопление равными частями на протяжении года.

"Потребители смогут в отопительный период оплачивать только 50% стоимости потребленных услуг, остальное — 50% счета — доплатить в летний период", — уточняет пресс-служба Кабмина.

Половинка счета

Оплата за отопление разбивается на весь год: половину потребитель оплачивает в отопительный период, половину — в межотопительный. Для этого нужно обратиться к своему поставщику тепла с соответствующим заявлением.

"Предоставление потребителям возможности уменьшить давление от новых тарифов — это шаг навстречу и очень важный поступок, с одной стороны. С другой стороны, нужна не поддержка в рассрочке, а комплексная государственная программа, которая настраивала бы на эффективное и энергосберегающее потребление", — считает Юрий Мироненко, член правления Института общественно-экономических исследований.

Образец заявления Кабмин оперативно разместил на сайте Правительственного портала.

Объяснений, как отрасль избежит увеличения кассовых разрывов, кредитной нагрузки и за счет кого сбалансируют расчеты, на сайте пока нет.

Рассрочка рассчитана на потребителей, которые не могут получать субсидию. Если субсидианты определяются исходя из уровня дохода, то платить за тепло по новой схеме сможет каждый, кто подаст заявление.

Рассчитывать и распределять 50% счета на равные части должен поставщик услуги централизованного отопления. После обращения потребителя поставщик должен указать в квитанции две дополнительные графы:

- графу с указанием оплаты 50% от начисленной платы за отопление в течение отопительного периода;

- графу рассчитанной и распределенной равными частями на каждый месяц межотопительного периода суммы оставшейся половины от счета за отопление.

Исходники

Причина, почему Кабмин инициировал новый формат оплаты счетов за отопление прост, — в мае цена газа для населения и ТКЭ выросла.

В прошлом году летом газ обходился в 7200 грн за 1 тыс. куб. м, а в отопительный период 1200 куб. м доставалось потребителям с индивидуальным отоплением по цене 3,6 грн за куб. м. ТКЭ покупали газ у НАКа по 3000 грн за 1 тыс. куб. м.

С приходом нового правительства весной 2016 году установили единую цену на весь год — 6800 грн за 1 тыс. куб. м. Так что наши летние платежки за газ оказались даже ниже, чем в прошлом году.

Но идет, наверное, первая зима, когда большая часть украинцев будут платить за газ по 6800 за 1 тыс. куб. м. Повысилась цена и для ТКЭ: без налогов и транспортировки до 4942 грн за тыс. грн. А значит — расходы на "коммуналку" серьезно вырастут. Этот момент уже используется политическими оппонентами правительства.

Благодаря повышению цены на газ для населения и ТКЭ правительству удалось избежать дотирования "Нафтогаза", но взамен сначала ввели субсидии (около 6 млн прямых получателей на 1 мая 2016 года, потенциальный рост до 9,5 млн в новом отопительном сезоне), а теперь еще и рассрочку.

Как отмечает Мироненко, затраты государства на выплату субсидий для уязвимых категорий населения составят 4-6% от общего объема затрат бюджета. Тогда как дотации "Нафтогазу" на компенсацию в тарифах до 2015 года составляли 28% объема государственных расходов.

"Но при этом украинцы получили такие тарифы, что прибыль "Нафтогаза" за первое полугодие достигла 26 млрд грн, а у населения остается всего два пути их оплаты: субсидия и беспроцентная 12-месячная рассрочка. То есть, предлагается за счет прибылей "Нафтогаза" и "безденежных" теплокоммунэнерго кредитовать население", — делает вывод эксперт.

Впрочем, большая часть прибыли "Нафтогаза" (18 млрд грн) в первом полугодии 2016 года сгенерировал транзит российского газа. А по словам главы правления НАКа Андрея Коболева, в 2016 году прибыль прогнозируется на уровне 16-18 млрд грн "из-за необходимости компенсировать убытки, которые компания понесла в прошлые периоды".

А вот "безденежность" ТКЭ — проблема реальная. Они задолжали "Нафтогазу" свыше 22 млрд грн за потребленный в 2013-2015 годах газ. По словам Мироненко, долги ТКЭ и последовавшие за ними штрафные санкции возникли из-за того, что государство не предусмотрело выплаты по разнице в тарифах за потребленный газ.

Delo.UA писало, что 104 компании рассчитываются с НАКом в спецрежиме: их счета арестованы Государственной исполнительной службой, а средства, которые поступают от потребителей, автоматически перечисляют НАКу в счет уплаты долгов.

Такая практика привела к тому, что ТКЭ практически лишились оборотных средств.

Front office и back office

"Государство позаботится о теплокоммунальных предприятиях, а именно о сбалансировании разницы между оплатой услуг потребителями и оплатой за природный газ, а также о том, чтобы НАК "Нафтогаз Украины" не выставлял им никаких штрафов в связи с принятым решением", — заверяют в Кабмине.

Кто позаботится о "Нафтогазе", который вынужден привлекать кредиты на закупку газа, пока не ясно. Компанию еще не ознакомили с механизмом рассрочки оплаты за природный газ для теплокоммунэнерго и облгазов, сообщает главный коммерческий директор "Нафтогаза" Юрий Витренко.

"Вчерашнее решение для меня лично было сюрпризом. Мне также интересно, какой механизм этого решения — на нас должны будут возложить специальные обязательства продавать газ в рассрочку?" — недоумевает Витренко.

Он удивлен, что решение Кабмина очевидно не обсуждалось с Секретариатом энергетического сообщества (в отличие от спецобязательств на поставку газа на Одесский припортовый завод).

"По нашему закону, такие решения должны быть хотя бы проконсультированы с секретариатом. Мне кажется, секретариат не брал участия в консультациях по этому поводу", — сказал Витренко.

Вопрос, каким образом НАК должен балансировать в закупках газа, также остается для него открытым.

"Я в "Нафтогазе" отвечаю за закупку газа и откровенно скажу, что не смогу договориться о рассрочке с европейскими поставщиками газа. С другой стороны, есть кредит Мирового банка, есть возможность рассрочить выплаты госбанкам, которые мы должны делать. Но как именно это будет балансироваться, мы пока не знаем", — уточнил Витренко.

По словам главы "Нафтогаза" Андрея Коболева, кредит от Мирового банка придется использовать в том числе на покрытие кассовых разрывов из-за отсрочки платежей потребителей и ТКЭ.

Постановление Кабмина касается только отопления, но с другой стороны, рост цены на газ и электроэнергию привел к удорожанию коммунальных услуг. Почему правительство столь избирательно?

Мироненко отмечает еще один пробел в логике министров — как теплокоммунэнерго будут кредитовать население, если они сами не имеют оборотных средств? Этот вопрос могут решить парламент и президент — приняв закон о реструктуризации долгов ТКЭ и водоканалов на следующие 5 лет.

Эксперт опасается, что "забота" государства может вернуть в отрасль очередное ручное управление, и о рынке можно будет забыть.

"Стоило бы сначала разработать механизм отсрочки оплаты жилищно-коммунальных услуг, провести переговоры с поставщиками услуг, разработать прозрачную пошаговую процедуру получения и погашения рассрочки", — описывает Мироненко план, который, похоже, правительство не соблюдало.

Пока инициатива Кабмина выглядит как принуждение ТКЭ и НАК беспроцентно кредитовать потребителей. И если Кабмин может заставить "Нафтогаз" не выставлять штрафы за задержку платежей ТКЭ, то заставить кредиторов НАКа не требовать выплаты кредитов или поставщиков газа не требовать оплаты не сможет даже премьер.