Уровень автоматизации заведений общественного питания в Украине и за рубежом существенно не отличается. В Украине автоматизированы порядка 30% заведений. Кардинально отличаются причины, по которым кафе или ресторан хочет вести автоматизированный учет.
Так, в Европе очень часто рестораны — семейный бизнес, в котором на кухне, в зале, за барной стойкой работают члены семьи. Они не крадут деньги и сырье у себя же, поэтому для них не стоит задача контролировать движение ингредиентов, проводить инвентаризацию.
В Украине же собственник редко находится в заведении, хороших управляющих сложно найти, у сотрудников менталитет другой, уровень жизни ниже — все это складывается в невероятно высокий уровень краж. Поэтому в Украине автоматизация — обязательный фактор для ведения бизнеса. Прежде всего, программы для учета используют для контроля кассы и склада, на втором плане остается анализ деятельности, оптимизация.
Если сравнивать Украину со странами Европы, то рынок автоматизации приблизительно в одинаковом состоянии. В каждой стране есть пара-тройка лидеров в стационарной автоматизации и 1-2 сильных игрока с облачной системой. Также есть локальные системы, которые поддерживаются местными разработчиками и работают, по большей части, на территории одного города, т.к. установка требует физического присутствия специалистов, а масштабировать этот процесс очень многим компаниям не удалось.
Для сравнения можно привести рынок США, который насыщен продуктами в сфере автоматизации. На angel.com 158 из 288 компаний по рынку Point Of Sale (автоматизированных точек продаж, мест кассира) находятся в Штатах. Помимо работы на местном рынке, самые сильные и финансируемые из них масштабируются на Европу и Азию. Например, Revel Systems.
Насколько облачные и стационарные продукты отличаются в цене? Облачные системы за рубежом стоят около $100/мес. В Европе уже произошел перелом рынка — переход от стационарных систем к облачным. Например, Orderbird, самая крупная система в Германии, около года назад отметила, что их бренд в поисковых системах запрашивается чаще, чем бренд гиганта в сфере стационарной автоматизации.
В Украине стационарные системы пока что преобладают. Стоимость автоматизации одного заведения (включая оборудование и лицензии) составляет от $2000 за локальное решение и $3500+ за решения от иностранных компаний. В случае с облачными системами, оборудование обойдется около $500–600, а подписка около $40/мес. Есть решения и за $10/мес., но они сильно уступают по функционалу и качеству сервиса.
В ближайшее время на украинском рынке произойдет переход от стационарных систем к облачным. Точно так же, как сейчас тяжело найти компанию, которая настраивает собственный почтовый сервер, так и через 2-3 года, тяжело будет найти ресторан, который будет хранить свой сервер для системы автоматизации в подсобке. Вместо этого можно использовать уже готовую инфраструктуру в надежных датацентрах в Европе.
За рубежом рынок идет в сторону открытого API (интерфейс программирования приложений) и интеграций системы автоматизации с другими сервисами для бизнеса, например, онлайн-бухгалтерией, системами лояльности, сервисами по управлению логистикой, интернет-магазинами и т.д.