НБУ курс:

USD

41,08

--0,11

EUR

45,05

--0,50

Наличный курс:

USD

41,05

40,93

EUR

45,50

45,25

Файлы Cookie

Я разрешаю DELO.UA использовать файлы cookie.

Политика конфиденциальности

Чем отличается правильная экспортная стратегия от бессмысленной траты времени?

Экспортная стратегия должна быть последовательной и базироваться на фундаментальном анализе рынка, охватывающем все: от макроэкономических показателей целевой страны до детального анализа стратегии продаж потенциальных конкурентов
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Для развития экспорта компания должна обладать достаточными ресурсами — финансовыми и человеческими. Так, качество последнего определяет, насколько эффективно будут использованы остальные ресурсы. Отсутствие людей, способных разработать и внедрить экспортную стратегию внутри компании, изначально приводит к фундаментальным ошибкам, превращающим выход на новые рынки в дорогостоящую авантюру. В результате компании тратят массу времени и финансов на то, что в результате не приносит никаких выгод, кроме опыта "как делать не стоит".

Для украинских экспортеров, находящихся в условиях экономической стагнации и ограниченного доступа к финансированию, подобный подход абсолютно неприемлем.

Признаки разрушающего подхода

Если вы приняли твердое решение развивать экспортное направление или искать новые рынки сбыта своей продукции и при этом изначально пропустили хотя бы несколько обязательных шагов, не сомневайтесь: вся дальнейшая работа будет проделана впустую. Как распознать, что вы своими руками расставляете капканы, в которые сами потом и попадетесь:

  • вы не анализируете макроэкономические показатели страны, в которую собираетесь экспортировать;
  • вы концентрируетесь исключительно на макроэкономических показателях, думая, что большой рынок и так "проглотит" вашу продукцию;
  • вы не проводите детальный анализ конкурентной среды;
  • вы не изучаете законодательство страны, в которую собираетесь экспортировать;
  • вы забываете о сертификатах, которые нужно получить, и стандартах, которым должна соответствовать ваша продукция в стране-адресате;
  • вы не анализируете специфику местных покупателей и особенности формирования спроса на ваш тип продукции;
  • вы не делаете различий между стратегиями выхода на рынки стран Азии, Европы, США, Африки, Латинской Америки, внося лишь "незначительные коррективы";
  • у вас нет профессиональных менеджеров с соответствующей компетенцией по налаживанию экспорта;
  • вы пытаетесь выйти на высококонкурентные рынки с украинским подходом к обслуживанию;
  • у вас недостаточно собственных ресурсов, и доступ к финансированию на внутреннем и внешнем рынках ограничен.

Этот список можно продолжать до бесконечности. Однако если даже среди перечисленных ошибок вы узнали свои, нужно немедленно корректировать стратегию.

Правильная экспортная стратегия

Экспортная стратегия должна быть последовательной и базироваться на фундаментальном анализе рынка, охватывающем все: от макроэкономических показателей целевой страны до детального анализа стратегии продаж потенциальных конкурентов. Прежде чем принять важное решение о начале экспорта, вы должны получить максимум информации о целевом рынке. И общей информации из Google здесь недостаточно.

При построении эффективной экспортной стратегии необходимо учитывать следующее:

1. В основе "правильной" экспортной стратегии лежит фундаментальный анализ количественных и качественных факторов, влияющих на формирование рынка. К первым относят динамику роста ВВП, анализ объемов импорта/экспорта (особенно продукции вашего сегмента), изменение роста численности населения и другие макроэкономические показатели. Под вторыми, как правило, имеют в виду различные преграды, которые могут препятствовать выходу на рынок (политические риски, тарифные и нетарифные барьеры, административные и налоговые ограничения, изменения конкурентной среды и т.д.)

2. Анализ качественных и количественных показателей помогает сегментировать рынки. К примеру, у вас есть список из 20 стран, в которые вы хотели бы экспортировать свой продукт. Сегментация позволит разделить эти страны на несколько категорий по уровню соответствия вашим требованиям, а также возможностям вашей компании. Если вы планировали экспортировать вагоны или медикаменты во Францию, но анализ показывает, что гораздо быстрее, дешевле и проще с такой продукцией будет работать в Египте или Вьетнаме, вы сможете более эффективно использовать свои ресурсы и сконцентрироваться на тех рынках, где у вас больше всего конкурентных преимуществ.

3. Исходя из результатов сегментации, выберите модель выхода на рынок — прямой или непрямой экспорт. Первый, как правило, осуществляется через private label. Данный метод менее затратный, однако более рискованный, поскольку производя продукцию для других товарных марок, вы не контролируете маркетинговую стратегию и каналы продаж. В Украине ярким примером выхода на рынок ЕС через private label является компания "Ярыч". В то же время прямой экспорт менее рискованный, но требует намного больше ресурсов, так как предусматривает инвестиции на развитие каналов сбыта, маркетинг и т.д. Осуществляется, как правило, через дочернюю компанию, партнерство или прямую работу с дистрибуторами/непосредственными покупателями.

4. Определившись с экспортной моделью, необходимо провести анализ интересующего вас сегмента рынка, а также найти потенциальных партнеров и контрагентов. Это финальный этап подготовительной стадии, который поможет спрогнозировать гипотетические объемы продаж на конкретном рынке.

Как правило, именно эти 4 блока обязательны для эффективной экспортной стратегии: они помогают более-менее объективно соизмерить возможности вашей компании с потребностями целевых рынков. Только после системного исследования можно делать выводы о том, как усовершенствовать бизнес, чтобы не просто начать экспортировать, а закрепиться на желаемом рынке и быть на нем эффективным.