Как переждать кризис с пользой для бизнеса

Турбулентность вызывает нервозность. Бизнес же, напротив, не любит нервных, суетливых, хаотичных действий и лидеров. И если говорить, что деньги любят тишину, то бизнесу нужна уверенность. Как обрести уверенность в той крайне неуверенной ситуации, в которой мы живем и работаем?

Последние полтора года стали настоящим испытанием для Украины и всех составляющих украинского общества. Эмоциональные качели, победы и поражения, надежды и сомнения — все это, прежде всего, та турбулентность, зону которой мы проходим как обычные люди.

Неспокойно, иногда — страшно, но при этом нескучно и остро. Турбулентность обычной жизни оказывает безусловное влияние на бизнес, еще не успевший толком оправится от кризиса 2008-2009 годов — бизнеса, который так или иначе во многом взвалил на свои плечи финансовую сторону национального волонтерского движения, бизнеса, который изрядно исхудав, постоянно чувствует попытки правительства взять у него еще немного крови, чтобы поддержать систему.

Турбулентность вызывает нервозность. Бизнес же, напротив, не любит нервных, суетливых, хаотичных действий и лидеров. И если говорить, что деньги любят тишину, то бизнесу нужна уверенность.

Как обрести уверенность в той крайне неуверенной ситуации, в которой мы живем и работаем?

Перемены — это наше кредо

Украинским предпринимателям нельзя пожаловаться на стабильность. За 24 года независимости украинскому бизнесу пришлось пройти огромный путь, который фактически начался со становления — или же восстановления — бизнеса. Путь тернистый, в начале которого взлеты и падения иногда происходили раз в день, потом реже, но точно раз в пару лет. Можно сказать, что спокойствие и стабильность не есть наша характерная черта.

И тут можно сожалеть о миллионе упущенных в связи с этим возможностей. С другой стороны, можно принять вечное состояние перемен как факт, и понять, что те, кто раньше к этому факту адаптируются, будут иметь стратегическое преимущество перед всеми остальными.

Гибкость и адаптивность в контексте быстрой реакции на ситуацию и умение перестроится во времена кризиса должны стать принципами и частью культуры управления.

Следуйте за интуицией

Текущий период для бизнеса — уравнение со многими неизвестными. Можно и нужно делать или пытаться делать расчеты. Но многовариантные расчеты занимают время, а принятие решений в кризисное время не терпит отлагательств. В таких случаях нет более надежной информации, чем собственная интуиция. Когда не знаешь, какое решение будет правильным, нужно слушать себя, принимать решение и делать его правильным. Самое правильное решение — то, в которое верите Вы.

Не паникуйте

Необходимость адаптироваться к ситуации и быстро принимать решения нужно отличать от паники и суеты. Правильное решение должно приниматься, когда вы спокойны и вы понимаете, что спокойны и осознаете все возможные последствия ваших решений.

Стратегируйте

"О каких стратегиях может идти сейчас речь?", "Сейчас главное — выжить", "Мы ничего не знаем о будущем — как мы можем строить планы?". Такие и подобные высказывания и сомнения можно часто слышать за последние полтора года. Можно ли их назвать безосновательными? Нет. Они звучат достаточно оправданно и с ними тяжело поспорить.

Тем не менее, если главное решение — продолжать работать и развивать бизнес в Украине — принято, без стратегии не обойтись.

При текущих обстоятельствах стратегии должны быть, во-первых, многоверсионными, которые предполагают разные сценарии развития политической и экономической ситуации. При этом реализация стратегий потребует от менеджмента быстрого переключения с одной версии на другую с одновременным уточнением стратегий.

Во-вторых, необходимо подумать и о дне насущном, т.е. о краткосрочном периоде. И именно в кризисное время то, что можно назвать планом действий в обычное время, становится уже стратегией. При этом если есть общая цель, например, выживание в этот период, то в любом случае нужна стратегия этого выживания. С другой стороны, нужно уже сейчас думать о том, что будет через 5 лет, как текущие обстоятельства повлияют на развитие страны и рынков, что будет развиваться, что будет вымирать как явление. Ведь на большой карте истории нам сложно заметить, когда мы прошли нижнюю точку кризиса, и, как правило, мы об этом узнаем уже месяцы спустя. Важно оставаться в тонусе и быть готовыми наращивать мускулы и увеличивать обороты, как только внешние обстоятельства позволят.

Используйте время, чтобы "почистить перья"

Если сейчас для вашего бизнеса не время роста и развития, скорее всего, самое время заняться тем, на что обычно не хватает времени, фокуса внимания руководства и ресурсов — внутренней оптимизацией. Идет речь и об оптимизации процессов, стоит также задуматься о внедрении в управление различных инноваций, расширении платформы автоматизации. В том числе можно задуматься и об оптимизации ресурсов. Ведь текущее неспокойное время "выбросило" на рынок много действительно высокоэффективных менеджеров и специалистов, откорректировав при этом и стоимость таких специалистов.

Конечно, найдутся возражения. В основном — финансовые. Наши многолетние наблюдения говорят о том, что на оптимизацию внутренних процессов всегда "чего-то" не хватает. В хорошее время — денег и времени. В плохое время со временем все в порядке; как правило, всегда есть свободные внутренние ресурсы для решения давно наболевших проблем. Да и стоимость внешних профессиональных ресурсов, которые необходимо привлечь к таким проектам, как правило, существенно ниже, чем в "горячее" время, когда бизнес растет. И если у вас есть некоторый "жир" и планы на будущее, самое время решить задачи внутренней оптимизации.

Не живите за счет персонала

Продолжая предыдущий тезис, можно сказать, что ответной реакцией на кризис, как правило, есть сокращение расходов не персонал. Включается все: от "замораживания" зарплат на текущем уровне и отказа от соцпакета до сокращения дней и сокращения персонала. Казалось бы, это естественные меры и естественная реакция на кризис. Тем не менее, любому предпринимателю стоит задуматься о том, действительно ли это именно та мера, которая ему поможет пережить сложное время, и не будет ли цена после кризиса за восстановление команды, коллектива, лояльности сотрудников слишком высока. Такие вещи не всегда поддаются точным расчетам. Это скорее вопрос принципов. Поэтому всегда нужно оценивать, действительно ли сокращение расходов на персонал является для каждого бизнеса жизненно важным, или же это некая эгоистичная игра в "как все", которая в результате приведет к худшим последствиям. Удержание сильной профессиональной команды в суровые времена даст форму вашему бизнесу, когда кривая изменит свой вектор в сторону позитивных тенденций.

Осознавайте перемены

Какими бы ни были обстоятельства, продолжает ли ваш бизнес работу, или же вы его временно "поставили на паузу", оставайтесь в тонусе и осознавайте те перемены, которые происходят и на различных рынках, и глобально, и в стране, и в бизнес-среде. В быстро меняющейся среде нельзя сегодня думать вчерашними парадигмами. Нужно все время понимать, чем "сегодня" уже отличается от "вчера" и быть готовым к новым переменам завтра.