Украинские чиновники в совершенстве владеют искусством имитации — годы практики не проходят бесследно. Также они могут скомпрометировать любое полезное начинание. Задекларировать правильные цели, но на самом деле под красивой оберткой спрятать то, что позволит им сохранить статус и теневые потоки.
Наиболее наглядным примером является налоговая реформа. За последние два года мы пережили две попытки правительства Яценюка изменить налоговую систему. Именно "пережили" — отбивались как могли, лишь бы не позволить чиновникам довести экономику до полного цугундера. Отбились. Хуже не стало, но и лучше — тоже.
Смена правительства принесла пользу. Новое руководство Минфина пошло на диалог с депутатами, экспертами, предпринимателями. Настоящий, без фальши и манипуляций. После нескольких месяцев совместной работы нами был сделан первый шаг — подготовлен проект налоговых изменений. Он касается налогового администрирования, об изменении ставок речь пока не идет. И это хорошо, поскольку Новый год уже через два с небольшим месяца.
Хочу обратить внимание на три пункта в этом документе. С моей точки зрения, наиболее важных, их реализация даст импульс нашей экономике.
Первый пункт — новые правила администрирования налога на добавленную стоимость. По мнению большинства экспертов, наиболее коррупционного налога. На возмещении НДС фискалы всегда зарабатывали целые состояния.
Чтобы закрыть "кормушку", предлагается перейти от ручного режима возврата НДС к автоматическому. Убрать "выводы" ГФС, без которых счета на возмещение просто не попадают в Госказначейство. Создать единый открытый реестр.
Сейчас фискалы якобы проверяют, "хороший" НДС или "плохой". На самом деле они просто держат бизнес на крючке. Самовольно решают, кого миловать, а кого карать.
В результате — масса злоупотреблений и почти 17,5 млрд грн задолженности по НДС (по состоянию на 1 сентября 2016 г.).
Какие шансы, что в 2017 году налог на добавленную стоимость будет администрироваться по новым, прозрачным правилам?
Второй пункт — внедрение механизма ускоренной амортизации для объектов основных средств.
- Для 4-ой, 5-ой и 6-ой групп основных средств, а это машины и оборудования, транспортные средства, инструменты, приборы, инвентарь и мебель — 2 года (сейчас 4-5 лет).
- Для 3-ой, 7-ой, 8-ой и 16-ой групп основных средств (здания и сооружения, животные, многолетние насаждения) — 4 года (сейчас 10-20 лет).
Ускоренная амортизация будет стимулировать собственников предприятий инвестировать в производство, а не выводить деньги из страны.
Третий пункт, на который я хочу обратить внимание — общая антикоррупционная идеология проекта налоговых изменений. Сказалась активная работа экспертов, активистов, гражданских организаций Мы максимально воспользовались открывшимся окном возможностей, везде, где это можно было, убрали коррупционные барьеры в администрировании налогов.
Теперь о плохом.
Борьба за упрощенную систему налогообложения продолжается. Чиновники по-прежнему пытаются найти способы ее ликвидации. Не получится. В проекте налоговых изменений "упрощенка" сохраняется. Появилась, правда, так называемая "облегченная" система для предпринимателей. Есть риск, что в будущем этой системой попытаются заменить единый налог. Поэтому буду настаивать на том, чтобы после первого чтения эту норму из документа убрали.
В общем, дорогу осилит идущий, а сделать нам предстоит еще очень много, ведь необходимо не только сохранять, но развивать предпринимательство и экономику в Украине.