Новые правила — новые вопросы: недоработки в новом законодательстве по ТЦО могут стать проблемой для бизнеса

Спустя месяц после вступления в силу изменений в закон о трансфертном ценообразовании становится очевидно, что несмотря на определенные позитивные моменты, они также вызывают множество вопросов
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Реформа законодательства в области трансфертного ценообразования была одним из условий получения Украиной следующих траншей от Всемирного Банка и Международного валютного фонда, поэтому их рекомендации легли в основу принятых изменений. Основная задача, которая стояла при реформировании правил ТЦО, заключалась в их приближении к международным подходам и согласовании с рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития.

Сегодня, спустя месяц после вступления в силу изменений, становится очевидно, что несмотря на определенные позитивные моменты, они также вызывают множество вопросов. К сожалению, учитывая необходимость оперативного принятия изменений, законопроект об изменениях в правилах ТЦО, как и многие другие законопроекты, принимался в авральном режиме. При этом в законопроект в последний момент было внесено ряд важных правок, которые не были полностью согласованы с остальным текстом. В результате некоторые нормы законодательства противоречат друг другу либо содержат неоднозначные формулировки, которые позволяют по-разному их трактовать.

Ниже приведен краткий свод основных проблем нового ТЦО законодательства. Эти проблемы необходимо исправить путем внесения изменений в законодательство, чтобы избежать ненужных споров бизнеса и налоговых органов.

Контроль для целей НДС

Принятые изменения были направлены на отмену ТЦО-контроля для целей начисления НДС. Однако не все правки в Налоговый кодекс в полной мере соответствуют указанным намерениям.

Несмотря на то, что список контролируемых операций для целей НДС был исключен из Налогового кодекса, текущая редакция Кодекса все еще содержит упоминание о НДС в ряде статей. Такие упоминания могут быть теоретически использованы налоговыми органами при проверках.

Устранение ссылок на НДС в тех статьях ТЦО-законодательства, где они еще остались, является важным условием прозрачного применения новых правил.

Порог для признания операций контролируемыми

Изменения в нормы относительно определения порога контролируемых операций также оставляет открытыми ряд вопросов. Новые правила предусматривают существенное снижение порога для признания сделок контролируемыми с 50 млн грн до 1 млн грн или 3% от дохода для целей налогового учета в отношении группы операций. При этом появляется дополнительное условие, которое предусматривает наличие дохода плательщика налога и/или его связанных лиц на уровне не мене 20 млн грн за год.

Указанные правила приводят к двум проблемам:

Новые пороги (фактически, 1 млн грн для группы операций) являются очень низкими, что может привести к несуразно большому объему документов, запрашиваемыми налоговыми органами у бизнеса. Ключевое внимание налоговых органов, особенно в первое время, должно быть приковано к самым существенным операциям. В этой связи указанное понижение порога не выглядит логичным.

Буквальное прочтение норм про 1 млн грн (для объема операций) и 20 млн грн (для объема дохода) обязывает учитывать не только выручку налогоплательщика, но и его связанных лиц. Целесообразность этого вызывает большие сомнения.

Операции между связанными лицами с привлечением несвязанных посредников

С целью предотвращения уклонения от ТЦО-контроля посредством внедрения в цепочку поставок несвязанного посредника с номинальными функциями/рисками в Налоговый кодекс была добавлена специальная норма. Данная норма распространяет действие правил ТЦО на цепочки поставок товаров/услуг между связанными лицами, в которые был внедрен указанный "номинальный" посредник.

К сожалению, норма выписана не совсем удачно. В частности, в тексте присутствуют фразы (например, "совокупность хозяйственных операций", "с привлечением (при посредничестве) лиц"), которые при агрессивном прочтении могут быть истолкованы совершенно не так, как задумывалось изначально.

Кроме того, в тексте этого пункта отсутствует четкое упоминание о контроле только для целей налога на прибыль либо о невозможности его применения к операциям между резидентами.

Мы убеждены, что текст указанной нормы следует существенно пересмотреть.

Размер штрафных санкций

На фоне общего ужесточения штрафных санкций за нарушения при подаче отчетности по ТЦО особо выделяется новый штраф за невключение отдельных операций в отчет по контролируемым операциям. Размер штрафа составляет 5% от суммы таких операций и тем самым напоминает о "драконовском" штрафе за неподачу отчета, который существовал в редакции Кодекса в 2013 и начале 2014 года.

При этом стоит отметить, что сам отчет о контролируемых операциях является скорее формальной констатацией подконтрольных ТЦО операций. Он не содержит анализа и, в отличие от ТЦО-документации, не может быть использован для подтверждения соответствия внутригрупповых цен нормам законодательства.

Несуразный размер штрафа а также его применение за неподачу формального отчета являются весомыми аргументами для пересмотра указанной статьи.

Указанные выше проблемы являются лишь некоторыми из тех, которые присутствуют в текущем ТЦО-законодательстве. Однако их потенциальный (негативный) эффект является значительным, что делает их первыми "кандидатами на исправление".