НБУ курс:

USD

41,22

+0,05

EUR

46,15

+0,20

Наличный курс:

USD

41,51

41,44

EUR

46,30

46,11

О чем не расскажет рейтинг Doing Business

В новом рейтинге Doing Business 2014 Украина поднялась с 137 на 112 место (из 189), лихо преодолев 25 пунктов за год. Но почувствует ли бизнес реальные улучшения?
Економічна відповідальність: Топ платників податків 2024
Якщо ваша компанія входить до топ-10 підприємств своєї галузі, якщо вона свідомо будуєте “білий бізнес” та чесно платить податки задля підтримки держави — запрошуємо взяти участь у проєкті “Економічна відповідальність: Топ платники податків 2024”
Заповнити анкету

Представители Всемирного банка подтверждают, что критерии, по которым определяется позиция той или иной страны в рейтинге, не способны полностью отразить условия, в которых существует бизнес.

Ведущий экономист представительства Всемирного банка в Украине, Беларуси и Молдове Лалита Мурти в своем докладе по результатам рейтинга отметила, что украинское правительство слишком сосредоточилось на том, чтобы улучшить свои показатели, упуская из виду более широкие вопросы.

Пропасть между нормами и реальностью

Тут важно понять по каким принципам ведется подсчет. Прежде всего, учитывается законодательное регулирование в сферах, с которыми сталкивается бизнес на старте и в процессе своей деятельности: легкость регистрации, доступность кредитов, налогообложение, доступ к электросетям, исполнение договоров, защита инвесторов и прочее. То есть для того, чтобы подняться в рейтинге нужно реформировать законодательство. Среди экономик, в которых за год произошли наибольшие изменения, Украина заняла первое место, реформировав 8 из 10 сфер, на которые ориентируется Doing Business. Но в действительности это всего лишь красивая цифра.

По словам Владимира Дубровского, эксперта Сase Украина и старшего консультанта Киевской школы экономики, между законодательными нормами и реальными фактами в нашей стране существует огромная разница. И те законодательные изменения, которые позволили подняться Украине на 25 пунктов большинстве своем либо не работают, либо не являются приоритетными для бизнеса. В качестве примера господин Дубровский приводит объединение нескольких видов деятельности в один при регистрации предприятия. Это бесспорно упрощение, но жизнь предпринимателя оно существенно не изменит.

Проблема дерегуляции

В украинском правительстве, считает эксперт, на сегодняшний день борются две тенденции. "С одной стороны — желание все упростить и улучшить (в плане регуляторных норм, а не налогов, конечно), а с другой — попытка все монополизировать, создать новые возможности для коррупции и по-минимуму лишить полномочий госорганы. На все это накладывается общий бардак, к которому приводит чрезмерная централизация и зарегулированость", — рассказывает Владимир Дубровский.

На зарегулированость, как на одно из ключевых препятствий для бизнеса указывают многие эксперты. По мнению Чимяо Фана, директора Всемирного Банка по делам Украины, Белоруси и Молдовы, показательным является количество нотариусов, предоставляющих услуги по всей стране. "В Украине на каждом шагу офис нотариуса, их тут, наверное, наибольшее число в мире, из расчета на тысячу жителей. Это отражает те требования, которые сейчас выставляются бизнесу. Говорить об эффективной дерегуляции можно будет тогда, когда нотариусы окажутся без работы", — считает господин Фан.

Спорная легкость регистрации недвижимости

Дуализм властей в вопросах облегчения ведения бизнеса характеризует еще один пример. Так, во время презентации рейтинга были отмечены значительные успехи Украины в решении проблемы получения разрешения на строительство. Напомним, год назад это было одним из самых слабых мест — Украина занимала третье место с конца по данному критерию. За год процедуру законодательно сократили сразу на 302 дня, что немедленно отразилось в рейтинге. Однако, после реформирования регистрация недвижимости формально не работала несколько месяцев, и на сегодняшний день в ней нет порядка. К тому же, эксперты обращают внимание на то, что изменились правила игры — количество компаний, имеющих разрешение на оценку недвижимости сократилось более чем в два раза, что позволяет говорить о монополизации рынка, которая, как правило, приводит к росту цен.

Что не так с инвестклиматом

Тут, конечно нельзя не вспомнить о вечной теме — проверках госорганов, которые традиционно держат бизнес в напряжении. На эту проблему указали и представители ВБ в своем докладе, и эксперты, и представители бизнеса. Так, глава союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Вячеслав Быковец считает, что с практикой проведения внеплановых проверок бороться крайне сложно — Миндоходов может пойти на упрощение налоговой системы, но очень болезненно относится к перспективе отказаться от тех полномочий, который позволяют в любой момент прийти на любое предприятие.

Все это сохраняет не самые благоприятные условия для бизнеса, несмотря на реформы. "Инвестклимат не появляется из рейтинга, инвестклимат — это одинаковые условия для всех, это возможность нормально функционировать, работать без страха, что сейчас придет проверка, это независимая судебная система, такая судебная система, которой доверяют" , — говорит Антон Усов, советник ЕБРР. К сожалению, Украина от этого далека, намного дальше, чем может показать рейтинг Легкости ведения бизнеса Всемирного банка.