НБУ посоветовал банкирам договариваться с должниками "по-хорошему"

Национальный банк Украины утвердил рекомендации относительно работы банков с заемщиками-физическими лицами, которые имеют задолженность по потребительским кредитам и попали в трудное финансовое положение

Национальный банк Украины (НБУ) рекомендовал коммерческим банкам вместе с должниками искать компромиссные пути возвращения проблемных кредитов. Нацбанк утвердил рекомендации относительно работы банков с заемщиками-физическими лицами, которые имеют задолженность по потребительским кредитам и попали в трудное финансовое положение.

Соответствующее постановление НБУ было направлено банкам 10 августа. Документ относит к потребительским кредитами займы на текущие потребности и ипотечные кредиты.

Согласно рекомендациям, банки должны с пониманием относиться к сложностям физлиц и совместно искать пути погашения долга, учитывая, в частности, состояние обслуживания заемщиком задолженности по потребительскому кредиту до наступления событий, которые повлекли ухудшение его финположения, текущее финансовое состояние заемщика, перспективы возобновления платежеспособности.

Читайте также: Опасности рекапитализации банков для экономики

Кому реструктуризируют кредит

При этом, согласно документу, непредвиденными обстоятельствами могут быть: уменьшение зарплаты или других поступлений; потеря льгот, работы; тяжелое заболевание; развод; смерть членов семьи или прочее, если это обстоятельство повлекло потерю доходов или их снижение до уровня, за которым ежемесячные совокупные платежи по кредиту превышают 30% месячного дохода заемщика.

Читайте также: Вкладчики банка "Надра" не увидят своих денег еще полгода

При этом консультации относительно возможных путей обеспечения погашения задолженности должны предоставляться бесплатно.

Как решать проблемы

Банкам рекомендуется создать отдельные структурные подразделения по работе с проблемными заемщиками-физлицами. "С целью обеспечения беспристрастного отношения к заемщикам… не рекомендуется лицо (структурное подразделение), ответственное за работу с заемщиками, которые попали в трудное финансовое положение, подчинять подразделениям банка, которые отвечают за взыскание проблемной задолженности", - отмечается в рекомендациях.

Читайте также: Как забрать депозит из проблемного банка

"Банки имеют право предоставлять информацию, которая содержит банковскую тайну, третьим лицам, с которыми заключены договоры на получение услуг относительно возврата заемщиками задолженности, и которые разработали и утвердили правила работы, обеспечивающие неразглашение информации, которая содержит банковскую тайну, лишь при наличии письменного разрешения заемщика", - подчеркивается в рекомендациях.

Читайте также: Как банки будут реструктуризировать кредиты

Памятка для заемщиков

"Например, недопустимо самовольно оставить автомобиль, который был в залоге по кредиту, около здания банка, считая, что этим обеспечен полный расчет по кредиту. Ведь это лишь личное мнение заемщика… Банк имеет законные основания считать иначе", - указывается в памятке.

Читайте также: Тимошенко доберется до Укрпромбанка и банка "Надра" в течение 2 месяцев 

"Не игнорируйте письма и звонки от тех, перед кем у Вас есть финансовые (денежные) обязательства. Долг сам по себе не исчезнет, потому Вам нужно встретиться с представителями банка для конструктивного решения Ваших долговых проблем. И чем быстрее Вы это сделаете, тем меньшими будут штрафы за несвоевременное погашение кредита", - подчеркивается в памятке.