Снятие с показа "Номера 44" заставит западных правообладателей работать с Украиной напрямую

Беспрецедентная ситуация с внезапной отменой американского блокбастера "Номер 44", когда действие российской цензуры было распространено на территорию Украины, должно заставить западные компании изменить правила игры и заключать прямые договоры с украинскими кинопрокатчиками

Ситуацию с голливудским блокбастером "Номер 44" можно назвать беспрецедентной в мире. Правила игры на рынке кинопроката создали ситуацию, когда политическая цензура по отношению к этой ленте в РФ привела к тому, что фильм не увидят в Украине и Беларуси.

Парадокс в том, что в Украине ленту не запрещали. В Беларуси тоже ничего по этому поводу не предпринималось. Запретили в России. Точнее, компания "Централ Партнершип", которая является правообладателем фильма "Номер 44" на территории СНГ и в частности в Украине, сама поспешила отозвать лицензию. Это произошло после того, как представители компании посмотрели картину вместе с чиновниками из Минкульта, вынесшими приговор: кино вредное.

Украинская дистрибьюторская компания Multi Media Distribution, занимающаяся прокатом ленты у нас, была поставлена российскими партнерами перед фактом: лицензию на прокат в Украине отзывают. Хотя лента уже получила прокатное удостоверение от Государственного агентства Украины по вопросам кино и ее планировали показать на более чем 60 экранах в 20 городах.

Такая ситуация выявила давнюю серьезную проблему — зависимость отечественного кинопроката от российских компаний, замечает киноэксперт Сергей Васильев в статье на портале Национального союза кинематографистов.

Богатые российские компании часто покупают права на показ зарубежных фильмов не только в России, но и на всей постсоветской территории. И украинские компании должны договариваться именно с ними об условиях отечественного проката, получая лицензии на кинотеатральный показ зарубежных фильмов в Москве.

Никак влиять на российских партнеров украинские дистрибьюторы не могут. Закупать фильмы самостоятельно им проблематично.

"Независимые мировые студии производителей предпочитают продавать права на прокат фильмов в странах СНГ российским партнерам. Которые, в свою очередь, как посредники продают права для проката на территории Украины, Беларуси и других стран", — цитирует Романа Мартыненко, главу Multi Media Distribution, forbes.ua.

Зарубежным кинопроизводителям такая модель сотрудничества с россиянами — продажа прав не на страну, а на "территорию" — была выгодной, замечает Сергей Васильев. Продал россиянам — и не надо возиться с маленькими кинорынками, от которых забот больше, чем финансовой выгоды.

Внезапная отмена проката фильма "Номер 44" может стать толчком к изменению этих правил и подтолкнуть западные компании заключать прямые договоры с украинскими кинопрокатчиками, считает эксперт. Ведь Россия проявила себя ненадежным посредником в организации проката мирового кино. Она не только отменила по цензурным соображениями показ американского блокбастера у себя, но и сделала невозможным показы ленты в Украине. "Тем самым, фактически, действие российской цензуры было распространено на территорию Украины", — констатирует Сергей Васильев.

Этот случай может стать толчком к исключению посредничества России, когда дело касается договоренностей с не российскими партнерами. О необходимости добиваться прямых соглашений заявили директор ООО "Киноман" Людмила Горделадзе, продюсер Джей Ди Захария, соучредитель дистрибьюторской компании "86 prokat" Илья Гладштейн.

Какие претензии к фильму у чиновников в России?

Главе Минкульта РФ Владимиру Мединскому категорически не понравилось, что в фильме сталинский СССР демонстрируется как "Мордор с физически и морально неполноценными недочеловеками, как кровавое месиво в кадре из каких-то орков и упырей"; показывается, что Сталин устроил голодомор специально для Украины; голодающие дети поедают своих ослабевших одноклассников; советские солдаты-мародеры носят множество трофейных часов на запястьях.

"Мы должны наконец поставить точку в череде бесконечных шизофренических рефлексий о самих себе", — подытожил Мединский.

Какие претензии к фильму у кинокритиков?

Лента не понравилась и профессиональным кинокритикам. Правда, по иным причинам. Американские критики отмечают прежде всего слабый сценарий. Они называют фильм утомительным триллером, лишенным острых ощущений, и предрекают ему кассовый провал.

Слабую драматургию отмечает и кинокритик Сергей Синяков в рецензии для "Медузы". Еще он говорит о "развесистой клюкве", хотя уточняет, что ее не больше и не меньше, чем в любом другом голливудском фильме о российской жизни.

Но при этом "Номер 44" виртуозно выводит из себя "патриотически чуткого современного российского зрителя". Это происходит уже в первых кадрах, где "за кратким экскурсом в украинский Голодомор следует сцена водружения флага над Рейхстагом." В этой сцене главному герою Льву советуют снять — чтобы не попали в фотокадр — десяток трофейных часов, украшающих руку по локоть.

"Другое дело, что и Голодомор, спровоцированный безжалостным правительственным прессингом крестьянства, действительно был, и история с часами была, замечает кинокритик. "Мог ли один офицер МГБ пристрелить другого, мешавшего ему подставить третьего? Думается, вполне, — продолжает он. — Могла ли советская семья всерьез обсуждать, отречься ли от попавшей "под колпак" (и при этом явно невиновной) невестки ради собственного сохранения? Почему нет — отказался же от арестованной жены, причем любимой, ближайший сталинский соратник Молотов.

Но есть здесь и те, кто не отрекается, и те, кто не стреляет — на поклеп на весь русский народ фильм никак не тянет. Народ испуган — да, но как любое общество в любое время, укомплектован не исключительно моральными уродами".

В то же время благое намерение лишний раз напомнить о зверином оскале тоталитаризма тонет в чисто художественных недостатках, не имеющих к идеологии никакого отношения, замечает киноэксперт.

Фильм плох элементарно провальной драматургией и "развесистой клюквой" вроде "Центрального вокзала" в Москве или фразы Сталина: "В СССР нет убийств".

Кинокритик резюмирует: "Номер 44" — максимально путаная, алогичная и совершенно не убедительная история, будто выбитая на допросе с пристрастием, когда ополоумевшая жертва готова нести все что угодно, лишь бы выжить".

"Номер 44" (Child 44)

Дебютная книга 29-летнего англичанина Тома Роба Смита "Child 44" вышла на Западе в 2008-м году, стала международным бестселлером и была номинирована на 17 премий.

Причина успеха — в коммерчески перспективной смелости авторского замысла: за основу книги Роб Смит взял дело маньяка и людоеда Чикатило, но перенес сюжет из "застойных" 1980-х в поздний период сталинского правления.

На основе биографии Чикатило снято две картины: американский "Гражданин Икс" (1995) и итальянский "Эвиленко" (2004, в главной роли — уместный Малкольм Макдауэлл). "Номер 44" — самое масштабное высказывание по теме.

Снимать картину планировал Ридли Скотт, но затем ограничился продюсерскими функциями. Режиссерское кресло занял талантливый швед Даниэль Эспиноса, а на главные роли пригласили актеров первой величины: Тома Харди, Нуми Рапас, Гэри Олдмана. По-голливудски добротно воссоздана атмосфера перманентного сталинского ада. По ходу просмотра не возникает сомнений в том, что Сталина считают одним из самых кровавых диктаторов в новейшей истории не исключительно за красивые усы.