Государственно-частное партнерство: новые возможности для регионов

31 октября 2010 года вступил в силу Закон Украины «О государственно-частном партнерстве». Этот закон содержит целый ряд очень важных нововведений, которые позволят активизировать на территории Украины проекты государственно-частного партнерства

Руслан Кальницкий, директор ООО «Юридическая компания «Пруденс»:

Первый блок нововведений связан с созданием стимула и гарантий для частных партнеров (инвесторов), которые примут решение реализовать проекты государственно-частного партнерства (ГЧП). В частности речь идет о том, что в течение срока действия договора о реализации проекта в рамках ГЧП объект  партнерства не подлежит приватизации. Государство обязано обеспечить частного партнера земельным участком и подготовить землеустроительную документацию относительно такого земельного участка до заключения договора в рамках ГЧП. Привлекательными для бизнеса будут и нормы, позволяющие государству частично финансировать проекты ГЧП или предоставлять гарантии. Закон также предусматривает обязательное возмещение экономически обоснованных затрат и включение инвестиционной составляющей в цены (тарифы), подлежащие государственному регулированию для обеспечения компенсации стоимости внесенных частным партнером инвестиций.

Второй блок нововведений направлен на защиту интересов государственных партнеров, в частности проектами ГЧП являются только те проекты, в рамках которых частный партнер вносит инвестиции в объект партнерства. Выбор инвестора проходит в результате конкурсного отбора. Проекты ГЧП гарантируют сохранение собственности за государством или органами местного самоуправления на объекты, переданные частному партнеру, с учетом результатов реконструкции и модернизации. Предусмотрен и механизм контроля за частным партнером посредством создания специального центрального органа исполнительной власти по вопросам ГЧП. Последний блок нововведений связан с заполнением пробелов в правовом поле, регулирующем реализацию проектов ГЧП, и прежде всего концессионных отношений как одной из прогрессивных форм реализации проектов ГЧП.

В заключение хотелось бы отметить, что принятие данного закона является лишь первым шагом на пути либерализации инвестиционного законодательства Украины. Впереди остается еще очень серьезный блок работы по имплементации норм этого закона в национальное законодательство Украины и совершенствованию иных нормативно-правовых актов, связанных с реализацией проектов ГЧП. Будем надеяться, что государство не остановится на достигнутом результате и в ближайшее время успешно справится с этой задачей.