О балансе в государственном управлении

Андрей Булах, управляющий партнер компании "Делойт", в рамках публичного обсуждения будущего коалиционного соглашения рассуждает о гражданском контроле, как гарантии внедрения реформ

Ни в Украине, ни в других странах никто не может гарантировать, что представители власти всегда будут действовать в интересах народа исключительно исходя из собственных убеждений, и полагаться только на доверие нельзя. Лишь эффективная система гражданского контроля может стать гарантией внедрения необходимых Украине реформ и отсутствия злоупотреблений властью. До сих пор эта система в Украине практически не работала, что, по нашему мнению, и являлось одной из главных причин того, что декларации власти и реальные действия зачастую шли вразрез друг другу. "Общественные советы", существующие при центральных органах исполнительной власти, являются искусственными и неэффективными образованиями и на сегодня не имеют ни влияния на деятельность центральных органов исполнительной власти, ни возможности обеспечивать надлежащий контроль со стороны общественности. Мы считаем, что нужно определиться, каким образом эти органы будут работать в будущем, и каким будет их место в обновленной структуре КМУ.

В существующем проекте коалиционного соглашения реформы, которые были бы направлены на формирование эффективной системы гражданского контроля, практически не оговорены, что является одним из наиболее существенных недостатков документа.

Зачатки реального публичного гражданского контроля заложены только в пункте 3.10, которым вводится позиция независимых директоров в государственной холдинговой компании по управлению государственной собственностью.

Мы считаем, что эту идею необходимо развить. В пункте 3.5 упоминается необходимость создания так называемых "независимых регуляторов", в состав которых отнесены Национальная комиссия по вопросам государственной службы Украины, Национальная комиссия по вопросам транспорта Украины и Национальная комиссия по регулированию лекарственных средств. Однако при этом не упоминается, что будет происходить с такими регуляторами, как Госфинуслуг и ГКЦБФР. При прошлой власти эти органы превратились из классических коллегиальных органов (когда часть органов назначается из представителей рынка или бизнеса) в органы с непрозрачной системой подотчетности (когда они назначаются Президентом). Исходя из того, что некоторые из существующих сейчас Национальных комиссий наделены полномочиями определения государственной политики в своей профильной сфере, что фактически ставит их на одну ступень с Министерствами, вопрос об их судьбе является насущным при формировании нового баланса власти в Украине.

Еще одним важным дополнением к планируемым реформам является внедрение Международных стандартов учета в государственном секторе (International Public Sector Accounting Standards — IPSAS). По нашему мнению, это будет симметричным ответом со стороны государства на внедрение Международных стандартов учета и отчетности (IAS / IFRS) для бизнеса, уже в раздел 7 проекта коалиционного соглашения. Таким образом, государство будет демонстрировать налогоплательщикам, как используются публичные финансы распорядителями средств, что является залогом уже упомянутого гражданского контроля.