НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Что стоит за заявлениями о 100% натуральности продуктов питания

Согласно данным исследования компании Nielsen 2016 года, 42% респондентов готовы платить больше за продукты из натуральных или органических ингредиентов. Чем выше становится спрос на натуральность, тем больше производители стараются сделать акцент на натуральных свойствах своих товаров. На что может рассчитывать потребитель, выбирая продукты питания, которые позиционируются как натуральные? И чем рискуют компании, размещая на этикетках или в рекламе продукции заявления о натуральности?

В отличие от органической продукции, производство которой урегулировано специальным законом и подлежит сертификации, в украинском законодательстве не закреплено понятие "натуральный продукт", а также не установлены какие-либо критерии его использования в маркировке и рекламе продуктов питания.

С марта 2017 года на стадии доработки находится проект закона "Об информации для потребителей о пищевых продуктах", который предполагает введение понятия "натуральный ароматизатор" и условий использования слова "натуральный" на этикетках молочных продуктов.

Как обстоит ситуация сейчас, пока соответствующий закон еще не принят? Какие требования применяются к продуктам питания, которые позиционируются как натуральные, и в каких случаях такие заявления могут вводить потребителя в заблуждение?

Когда потребителя вводят в заблуждение

Согласно Закону Украины "О защите от недобросовестной конкуренции" ложные заявления о натуральности продуктов питания могут квалифицироваться как распространение информации, вводящей потребителя в заблуждение. Контроль за такими нарушениями осуществляет Антимонопольный комитет Украины (АМКУ).

АМКУ может инициировать расследования таких нарушений как по своей инициативе, так и по жалобе пострадавшего конкурента, контрагента или конечного потребителя. Помимо проверки заявлений о натуральности на достоверность, полноту и точность АМКУ анализирует, что ожидает получить потребитель от продукта с надписью "натуральный"; соответствует ли состав, свойства продукта ожиданиям покупателя; может ли такая надпись стимулировать потребителя выбрать именно этот товар, тем самым создавая конкурентные преимущества для него по сравнению с другими товарами на рынке.

Таким образом, обеспечивается защита потребителей и конкурентов от недобросовестного поведения производителей, которые могут добиваться увеличения объемов своих продаж не благодаря конкурентным преимуществам, а с помощью ложных заявлений о натуральных свойствах их продукции.

Согласно закону максимальный размер штрафа за введение в заблуждение может достигать 5% от годового дохода хозяйствующего субъекта за предыдущий отчетный год. Помимо этого, АМК обязывает нарушителя прекратить продажу продукции или распространение материалов, которые содержат вводящую в заблуждение информацию. При существенных объемах продукции такое обязательство может стать еще более серьезным финансовым ударом для компании, чем штраф.

По каким критериям АМКУ оценивает натуральность

Согласно сформировавшейся практике АМКУ, логика анализа комитетом утверждений о натуральности основывается на следующем:

1. Продукт нельзя позиционировать как натуральный, если он содержит какие-либо ненатуральные ингредиенты, например, ароматизаторы, консерванты или иные продукты синтетического происхождения.

2. Нельзя позиционировать как натуральный продукт, ДСТУ которого автоматически предполагает его натуральность.

В 2015 году Антимонопольный комитет запретил использование ООО "Терра Фуд" надписи "Только натуральное 100%" на упаковке сливочного масла ( ДСТУ 4399:2005). Согласно ДСТУ в состав масла входят пастеризованные натуральные сливки и запрещено использовать какие-либо жиры или сливки, кроме полученных из коровьего молока .

АМКУ запретил размещать такую надпись, поскольку потребитель может ошибочно подумать, что "натуральность" масла ООО "Терра Фуд" якобы является его преимуществом по сравнению с другим маслом, изготовленным по ДСТУ 4399:2005, который по определению не допускает использования ненатуральных ингредиентов.

В этом случае запрет связан не с составом масла (ингредиенты действительно соответствуют ДСТУ), а с ошибочным восприятием такой надписи потребителем, что может создать необоснованные преимущества для этого масла по сравнению с аналогичным маслом конкурентов.

3. Только необработанный "сырой" продукт может быть натуральным — этим подходом Антимонопольный комитет руководствовался в нескольких делах в 2014-2016 годах. При отсутствии понятия "натуральный" в законодательстве, АМКУ ссылается на одно из пяти определений "натуральный" в Большом толковом словаре издательства "Перун" 2004 года, рекомендованного Министерством образования и науки Украины, утверждая, что натуральный означает "природний"; противоположно — "роблений".

Антимонопольный комитет приравнивает "натуральный" продукт к "не переработанному пищевому продукту" согласно определению в Законе Украины "Об основных принципах и требования к безопасности и качеству пищевой продукции", где указано, что таковым является "пищевой продукт, который не подвергался переработке, кроме разделения на части, разрезания, выделения костей, рубления, ломки, снятия кожуры, чистки, тримминга, снятия скорлупы или другой оболочки, охлаждения, замораживания и размораживания".

Само по себе отождествление регулятором понятий "натуральный" и "необработанный" довольно спорное, ведь значения этих слов не совпадают, а также необходимо учитывать, что продукты могут сохранять свои натуральные свойства после некоторых видов обработки, например, после натуральной сушки.

В 2015 году, утверждая, что "обработанный продукт не может быть натуральным", Антимонопольный комитет пришел к выводу, что хрустящие хлебцы от ООО "Лавка здоровья", изготовленные методом экструзии, не могут быть "натуральными" уже исходя из способа их изготовления.

Экструзийные хлебцы производятся по принципу попкорна с кратковременным использованием температуры и давления, что позволяет сохранить основную часть полезных веществ в готовом продукте.

Таким образом, с одной стороны, отсутствие определения "натуральности" продуктов питания оставляет неопределенность для игроков рынка, позволяя злоупотреблять ничем не подтвержденными заявлениями о натуральности. С другой стороны, сформировавшаяся практика трактования понятия "натуральный" Антимонопольным комитетом лишает добросовестных компаний возможности подчеркнуть натуральные свойства своих товаров. Например, указать на натуральность кураги, полученной в результате натуральной сушки, в отличие от привычной нам ярко-оранжевой кураги, окуренной при сушке диоксидом серы.

Что понимают под натуральностью в других странах

Отсутствие четких критериев "натуральности" продукта характерно не только для Украины — ни в США, ни в ЕС этот вопрос также не урегулирован на законодательном уровне. Только в отдельных странах, например, в Великобритании, Канаде, Франции, приняты официальные разъяснения регуляторов об условиях, при наличии которых можно указывать на натуральность продукта.

Ведомства в этих странах сходятся в том, что если продукт питания состоит из нескольких ингредиентов, рекомендуется описывать его не как "натуральный", а как "сделанный из натуральных ингредиентов". При этом каждый из ингредиентов должен соответствовать прописанным критериям натуральности. Также в своих разъяснениях регуляторы перечисляют недопустимые способы обработки для натуральных продуктов — если обработка существенно изменила оригинальный физический, химический или биологический состав продукта.

Отдельно перечисляются те способы обработки, при использовании которых ключевые характеристики продуктов остаются неизменными, и товар может позиционироваться как натуральный. Так, например, ферментация с помощью микроорганизмов и пастеризация относятся к допустимым видам минимальной обработки во Франции и в Канаде, так же как и экструзия в Канаде.

Такие разъяснения регуляторов вносят определенность в правила игры для производителей, а также позволяют унифицировать подходы ведомств к оценке заявлений о натуральности. Пока в Украине соответствующие критерии натуральности не урегулированы, практика Антимонопольного комитета остается неизменной и сводится к тому, что только необработанный товар может быть натуральным. Проект закона "Об информации для потребителей о пищевых продуктах" вносит ясность только в отношении молочных продуктов. Поэтому даже с его принятием вопрос допустимых способов обработки и критериев натуральности для остальных продуктов останется открытым.