- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- IT и Телеком
- Дата публикации
7 шагов по построению успешного стартапа от гуру из Силиконовой долины
В своих интервью вы часто говорите, что предпринимательский ландшафт и обстоятельства для ведения бизнеса сегодня изменились. Какие изменения вы имеете ввиду?
Еще недавно запуск бизнеса был дорогим удовольствием. Но те вещи, которые появились за последние несколько лет, значительно упростили этот процесс. Сегодня, например, уже не нужно покупать много компьютеров и серверов, чтобы начать технологический бизнес. Ведь благодаря появлению облачных технологий можно арендовать необходимую технику.
Второе важное изменение — смартфон. У людей появился постоянный доступ к интернету, а у бизнеса — к покупателю.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaТретье — глобальный рынок. Вам не обязательно собирать всех умных людей в одном месте. Сегодня можно формировать виртуальные команды, где будут работать профессионалы из разных уголков мира.
Четвертое — искусственный интеллект. Новые технологии меняют все индустрии: от образования, до правительства.
Сегодня — прекрасное время быть предпринимателем.
Вы говорите о возможностях, но с какими вызовами предприниматели сталкиваются сегодня? Они одинаковы во всех странах или есть специфика для разных уголков мира?
Вызовы отличаются. Если вы работаете в столице, у вас гораздо больший доступ к людям из ИТ-индустрии, чем, например, у предпринимателя из отдаленного уголка страны.
Но теперь, благодаря интернету, у предпринимателя появляется доступ к покупателям в Калифорнии или любого другого уголка мира. Из-за этого растет конкуренция. Начать бизнес стало гораздо легче, но, чтобы выжить вы должны быть экстра хороши, суметь привлечь таланты и отличаться от других. Конкуренция стала гораздо умнее. Если раньше география давала вашему бизнесу преимущество, то теперь — нет.
То есть, вызовы у предпринимателей в разных странах одинаковые, так как теперь в любой стране можно начать бизнес с примерно с одинаковыми вводными и конкурировать со всем миром?
Могу сказать, что 50% вызовов — одинаковые, еще 50% все же отличаются — это государственное регулирование и общественное признание. Не знаю, как в Украине, но в некоторых странах предпринимательство воспринимается окружающими не очень позитивно. В некоторых культурах считается, что предприниматель значит безработный.
Да, в Украине тоже, к сожалению, есть такое отношение к предпринимателям. Родители предпочитают, чтобы дети становились экономистами, юристами или кем-то еще, но не предпринимателями, потому что это рискованно.
Ситуация будет меняться, когда у вас будет появляться больше историй успеха. Вы будете видеть предпринимателей, которые делают что-то значимое, приносят социальные перемены и при этом хорошо зарабатывают. Например, 50 лет назад считалось, что футболистом или спортсменом быть не круто — сейчас это более приемлемое и желанное занятие.
Назовите 3-5 черт современного предпринимателя, которые помогают им быть более успешными?
Есть очевидные и неочевидные характеристики. Очевидные — выносливость, трудолюбие, готовность быстро действовать, настойчивость. Не очевидные — во-первых, вы должны быть готовы жить в постоянной неопределенности. Вы не знаете, каким будет завтра или следующий месяц, но это вас не пугает. Во-вторых, у вас должны быть твердые убеждения. Нужно во что-то действительно верить всем сердцем, но не из-за упрямства, а исходя из глубокого понимания потребностей покупателя. Комплекс этих черт формирует продуктивного предпринимателя. Я бы выделил еще одну черту. Вы должны быть ненасытным. Если вам слишком комфортно, то вы не станете хорошим предпринимателем.
Тогда у Украины хорошие шансы. В одном из интервью вы говорили, что у успешного предпринимателя должно быть особенное мышление. Что вы имеете в виду?
Да. Мышление предпринимателя отличается от мышления "обычных" людей. Когда на вечеринке все вокруг жалуются на проблемы, то предприниматель не жалуется. Он/она думает: что я могу сделать, чтобы решить эту проблему и заработать деньги? Для предпринимателя проблема или кризис — это возможность, а не повод для депрессии. Ум предпринимателя работает иначе.
Как менять мышление, чтобы стать успешным предпринимателем?
Думаю, самый эффективный способ изменить образ мышления — рассказывать истории. Рассказывайте, показывайте свои ролевые модели, как пример для подражания. Когда люди видят другого человека, который выглядел глупо, нелепо, но смог решить какую-то проблему и стать успешным, то окружающие начинают верить: "может, и я смогу так же".
Что мы рассказываем детям в начальной школе? Сказку о принце, влюбленного в очень красивую принцессу. Это не правильная история. А вот, если бы мы рассказывали о том, как принц начал что-то продавать на улице, а затем купил велосипед, то это совсем другое. Нам стоит поменять сказки, которые мы рассказываем детям.
Возможно, стоит рассказывать не только об успехах, но и о провалах? Чтобы показать, что бизнес — это не только про результаты с первой попытки.
Да. Не может быть только радостные истории. Это должен быть микс. Мы все любим фильмы с хорошим финалом, но далеко не всегда так случается. Должны быть и счастливые, и грустные истории.
В одной из своих книг вы описываете 7 шагов по построению успешного стартапа. Не могли бы вы кратко рассказать о них?
Первый шаг самый важный. Есть ли потребность, которая не удовлетворена или нерешенная проблема? Почему она существует? Если нет неудовлетворенной потребности, то у вашей идеи для бизнеса очень мало шансов на успех. Вам необходимо понять, есть ли проблема или потребность, которую люди хотят решить и готовы ли они за это платить.
Как только вы ее обнаружите, то изучите объем рынка. Сколько людей хотят, чтобы у этой потребности или проблемы появилось решение.
Третий шаг — изучите альтернативы. Вы изучаете конкуренцию и наличие альтернативных вариантов.
Как только вы ответите на перечисленные выше вопросы, то сможете приступить к четвертому шагу — поиск решения.
Пятый шаг — позиционирование. Чем мое решение будет отличаться от других альтернатив? Я предоставляю самое дешевое решение или самое дорогое?
Шестой шаг — бизнес-модель. Как я буду зарабатывать деньги?
Седьмой шаг — какие ресурсы мне нужны (люди, деньги и так далее) для достижения успеха в бизнесе.
На эти семь вопросов можно ответить до того, как начать бизнес. На поиск ответов вам потребуется около 6 месяцев, но, когда вы начнете свой бизнес, у вас будет гораздо больше понимания, как его вести.
Как вы считаете, стартап должен начинать молодой и инновационный человек, или люди среднего возраста тоже могут быть успешными предпринимателями?
Абсолютно. Если вы посмотрите на рынок США, то средний возраст предпринимателя не 25 лет и даже не 37. Половину рынка составляют люди старше 37 лет. Только когда вы работаете в индустрии более 10 лет, вы понимаете ее проблемы и знаете, какие из них требуют решения. Если вы молоды, то вы еще не работали столько, чтобы по-настоящему понять проблемы отрасли. У вас может быть идея, но скорее всего она глупая. Нормально начинать собственный бизнес в 30, 40, 50 и 60 лет.
Сейчас все говорят, что стартапы должны быть инновационными. Но как стать инноватором?
Я думаю, что инновации — это о культуре. Вы должны изменить культуру в компании — это сложно достижимая долгосрочная цель. Когда вы измените культуру компании или страны, то вы приблизитесь к инновациям.
Как продать инновационные идеи? Например, у меня есть идея, и я думаю, что она может изменить мир. Как мне ее продать?
Это сложный процесс. Вы должны показать ценность вашей идеи инвесторам, чтобы привлечь деньги. Но чтобы инвесторы вложились, докажите им, что ваша идея нужна людям. То есть вы сначала выполняете домашнюю работу по 7 шагам, которую я описал выше. Как только вы с этим разберетесь, то у вас появится шанс на успех.
Как развивать свою бизнес-дальнозоркость?
Думаю, что нужно сфокусироваться на построении команды-ядра, состоящей из людей с дополнительными навыками. Вам нужна команда кофаундеров — 2-3 человека, не более того, потому что все стоящее в этом мире было сделано маленькими командами.
Невозможно построить успешный бизнес в одиночку. Нужно найти правильных людей, которые вам нравятся, и которых вы уважаете и это взаимно. Пожалуй, это самая трудная задача, на нее может потребовать несколько лет.
После того, как у вас появилась команда, нужно учиться. Начинайте читать. Вы должны знать о новых технологиях и быть в курсе происходящего в мире. Большинство людей, после окончания университета не хотят ничему учиться и это большая ошибка.
Итак, если у вас есть команда, вы все время учитесь и ищете неудовлетворенную потребность, тогда есть шанс, что вы будете готовы начать бизнес при первой возможности. Мир волнообразен. Все время возникают кризисы, а как мы уже помним, предприниматели использует их. В то время, когда все растеряны, предприниматели открывают компании.
Вы упомянули, что важно социальное сотрудничество. Это важно только для больших компаний, или для маленьких тоже?
Это важно для всех компаний и большим и маленьким. Для малого бизнеса даже важнее, потому что у предпринимателя нет времени для плохой коммуникации. В моей компании работает 10-15 человек, мы все сидим в одной большой комнате и можем слышать и видеть друг друга, а это означает, что мы взаимодействуем на очень высоких частотах. При любом возникающем вопросе мы можем моментально начать его обсуждать, писать что-то на доске и это основное отличие от большой компании, где вам придется назначить встречу и ждать несколько дней или недель, чтобы всех собрать вместе.
Важно ли вести социальное сотрудничество с потребителями и как?
Это очень важно. Люди не могут сформулировать проблему. Вам важно говорить с потребителем, слушать ответы, разрабатывать решение в сотрудничестве с потребителем. Для налаживания коммуникации можно использовать социальные медиа, проводить опросы. Но я настаиваю на важности встреч лицом к лицу. Я считаю, что когда вы проведете 50-100 встреч, то у вас появится понимание того, что нужно людям.
Дайте самый важный совет начинающему предпринимателю.
Ваша удача зависит от людей, поэтому ответьте на вопрос, правильные ли люди занимают позиции в вашей компании.
Второе — встретьтесь со своим потребителем. Нет ничего важнее, чем понимание нужд потребителя. Они приносят вам деньги и ваше предложение должно удовлетворять его потребности.
Третье — исполнение. Хорошего видения недостаточно. Вы должны суметь воплотить, то, что задумали.
Приезд в Киев спикера Business Wisdom Summit 2018 Наима Зафара - по приглашению Фонда семьи Загорий
Подробнее о спикерах Business Wisdom Summit 2018 здесь
Больше информации o Business Wisdom Summit на bws.delo.ua
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram