- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Недвижимость
- Дата публикации
Архитектурные конкурсы в Киеве иногда проводят лишь для пиара — директор по развитию проектов "АИММ-Групп"
Максим, каково ваше отношение к поднятому шуму вокруг театра на Андреевском спуске?
Развитие качественной современной архитектуры всегда на грани общественного мнения и искусства. Было бы проще заказчику построить здание в стиле псевдо-Воздвиженки? Да, однозначно. Но стоит ли ставить общественное мнение как лакмус для специалистов в сфере архитектуры? Вряд ли. Я уверен, что интересное, пускай даже спорное здание в зоне исторической застройки привлечет куда больше молодежи, туристов и киевлян. Конечно, если бы провели архитектурный конкурс и выбрали несколько идей, которые представили бы на суд общественности, то скандала бы однозначно не было.
Ваша компания неоднократно принимала участие в подобных архитектурных конкурсах на разработку социальных проектов, которые проводит Киевская городская государственная администрация: проекты Центров административных услуг (ЦНАПов), реконструкция коммунального кинотеатра "Жовтень", Контрактовой площади, "Украинского дома" и другие. В чем особенность таких конкурсов?
Архитектурные конкурсы — распространенная мировая практика, которая позволяет привлечь к реализации знаковых проектов лучших архитекторов. Последние несколько лет такие конкурсы проводят и у нас. Власти пришли к пониманию, что подобные мероприятия кроме того что поднимают им рейтинг, помогают также строить интересные, социально востребованные объекты.
Что касается организации, то на начальном этапе конкурсная комиссия собирает наиболее интересные идеи из всех предложенных. Затем конкретизирует задание для тех конкурсантов, которые наиболее подходят для реализации проекта. В основном это проектные институты либо проектные группы, у которых есть команда профессионалов: инженеры-конструкторы, архитекторы-визуализаторы и другие специалисты.
Действительно ли эти конкурсы проводят честно?
Если принять во внимание то, что за все время проведения таких конкурсов не было скандалов и нареканий со стороны участников относительно справедливости результатов, можно сделать вывод, что их действительно проводят открыто и честно. Исходя из нашего опыта, никогда не было даже намека на особые условия участия, все проходило согласно правилам.
Какие существуют "подводные камни" участия в таких конкурсах?
Главный нюанс — это то, что иногда подобные конкурсы проводят лишь для пиара политика. В данном случае все проходит по стандартной процедуре, выбирают победителя, но в итоге все заканчивается лишь обещаниями в будущем реализовать проект. Причин для этого может быть несколько. Во-первых, изначально денег на реализацию нет и они не появятся в ближайшем будущем. Во-вторых, нет социального запроса на реализацию проекта. Поэтому для архитекторов важно изначально понимать, действительно ли конкурс станет началом создания социально важного проекта, который будет реализован, или же это просто конкурс ради конкурса.
В число таких "конкурсов ради конкурсов" входят и проекты реконструкции Контрактовой площади и Майдана Незалежности?
Да. Конкурсы на лучший проект реконструкции Контрактовой площади, Майдана Незалежности, Европейской площади, Аллеи Героев провели, выбрали победителей, но дальше обещаний о реализации дело не пошло.
В будущем существует большой риск того, что хорошие архитекторы и проектные бюро просто не будут принимать участие в подобных инициативах, поскольку не захотят зря тратить свое время, и в итоге мы получим менее качественный состав участников.
Для каких проектов, по вашему мнению, стоит проводить архитектурные конкурсы?
По моему мнению, конкурсы нужно проводить для большинства объектов. Взять, например, строительство мостов. Почему мы "украшаем" город однотипными бетонными строениями панельного типа? Почему не собрать интересные идеи и не построить объект, который будет преображать город? Хоть архитектура и не разбалованная модница, которая меняет вкусы каждый год, но существуют свои веяния и в "убранстве" зданий и строений.
Любое строительство — это способ оставить след в истории для власти, так почему же не возводить изысканные, знаковые здания? Если государство начнет с себя, сформирует запрос на качественную архитектуру, тогда и частные застройщики начнут повышать качество своих объектов. Взять, к примеру, опыт Грузии. Вначале автором интересных объектов стала власть, а за ней и бизнес начал реализацию качественных, уникальных проектов. Теперь страну в том числе посещают, чтобы посмотреть на ее современную архитектуру.
Почему бизнесу интересно участвовать в социальных проектах реконструкции объектов культурного наследия города?
Строительство знакового, социально важного объекта — возможность для любого архитектора реализовать свои амбиции, оставить след в истории. Существует масса примеров, когда мировые звезды архитектуры, инженеры разрабатывали проекты лишь для того, чтобы увековечить свое имя.
Участие в архитектурных конкурсах, разработка социальных проектов, инициированных властями, не сулит доход — в лучшем случае можно окупить свои расходы. Нужно понимать, что не к месту сейчас требовать и надеяться на большие гранты и оплату со стороны государства, которое экономит деньги.
Многие проекты, в которых мы участвовали, для нас убыточные. Например, по реализованным проектам реконструкции кинотеатра "Жовтень" и ЦНАПов нам удалось окупить затраты компании лишь на 40-60%. Тем не менее, у нас в компании есть негласное правило — раз в год браться за реализацию социально важных проектов.
Расскажите подробнее о новых форматах ЦНАПов. В чем их особенность?
Необходимость создания центров административных услуг, где человек может быстро и в комфортных условиях получить справку, оформить документы, получить профессиональную консультацию, существует уже не одно десятилетие. Поэтому решение создавать подобные центры — логичное и правильное. Опять же, власти понимают, что предоставив качественную услугу людям, они повысят рейтинг себе, поэтому сейчас активно занимаются реализацией данных проектов.
С архитектурной точки зрения, здание ЦНАПа должно украсить район, в котором оно находится, быть знаковым, определенным ориентиром, выделяться в серой массе унылой застройки спальных районов. Такое здание будет стоять много лет, поэтому должно быть красивым, функциональным, энергоэффективным. Это технологичные здания, в которых комфортный температурный режим, достаточное количество мест для отдыха, предусмотрена детская комната, где родители могут оставить свое чадо, пока занимаются решением своих вопросов, решен вопрос с доступностью для маломобильных групп населения.
Где в Киеве появятся следующие ЦНАПы?
Первые ЦНАПы по нашим проектам появятся на ул. Олийника, 21 в Дарницком районе и на ул. Гната Юры в Святошинском районе.
Вы разработали проект реконструкции "Украинского дома". Почему решили взяться за него?
Идея реконструкции "Украинского дома" появилась на одной из встреч Конфедерации строителей Украины, которые проходят в этом здании. Профессиональные строители не могли не заметить то техническое состояние, в котором оно находится. Помимо возраста, здание пережило Революцию Достоинства, часть конструкций в нем повреждена, есть проблемы с микроклиматом, требуется укрепление подпорной стены. Поэтому наша компания решила разработать проект восстановления здания и при этом разработать концепцию его развития, поскольку та функция, которую оно выполняет сегодня, не оправдывает себя — на одном из этажей работает постоянная ярмарка, на другом размещен фонд музея Ленина. Для здания в сердце страны, в центре столицы, такие функции не к месту.
А какой же функционал к месту?
По нашему мнению, это здание может стать центром культурной и социальной жизни Украины, центром "Украинской идеи". Здесь можно разместить интерактивный музей достижений украинских ученых, оборудовать современный конгресс-холл на 800 мест: чтобы проводить официальные встречи и международные мероприятия, более подходящего места не найти. По нашим расчетам, поток посетителей в выходные дни может составить 5-6 тыс. человек в день.
Так какие же работы стоит проделать в первую очередь и за какой срок окупятся "нововведения"?
С технической стороны, необходимо проведение работ по энергосбережению. По нашим расчетам, сохранив исторический фасад за счет грамотных инженерных решений, здание можно привести к классу энергопотребления "В+". Можно увеличить площадь используемых помещений, просто убрав устаревшее техническое оборудование, которое занимает десятки квадратных метров. Требуется укрепление подпорной стены. При этом все работы можно сделать исключительно с использованием украинских строительных материалов.
На сегодняшний день разработанный нами проект реконструкции с новыми функциями здания окупится за 2-3 года. С каждым годом здание приходит все в больший упадок, поэтому и стоимость его восстановления будет расти примерно на 30-40 млн грн в год. Мы надеемся, что Администрация президента, в управлении которой находится здание, обратит на него внимание, в свою очередь мы бесплатно готовы предоставить готовый предпроект реконструкции и начать разработку стадии проектно-сметной документации, рабочей документации и пройти экспертизу проекта.
Расскажите подробнее о еще одном социальном проекте — реконструкции кинотеатра "Жовтень".
Основная проблема — это сжатые сроки на разработку проекта реконструкции и саму реконструкцию. Общественный резонанс после пожара послужил основным мотивирующим фактором сделать работу быстро и качественно. Многих в нашей компании, как и большинство киевлян, произошедшее в какой-то мере потрясло, появилось чувство тревоги, что если уже так открыто поджигают исторические здания, то это может привести к тому, что подобная судьба может постичь и другие памятники архитектуры. Нельзя не отметить, что на сроки также повлияли выборы: власти хотели успеть выполнить данное перед избирателями обещание.
В чем особенность этого проекта, какие были проблемы, вызовы, успехи?
При разработке проекта реконструкции перед нами стояла непростая задача определить, как должен выглядеть обновленный кинотеатр, поскольку за 80 лет своего существования его несколько раз реконструировали, и каждый раз облик менялся. О том "Жовтне", который построили много лет назад, практически ничего не напоминало. Также нужно было провести серьезную работу по укреплению конструкции здания, проектированию инженерных систем, чтобы обновленный кинотеатр соответствовал всем нормам по безопасности и энергоэффективности. Кстати, убеждение многих, что в советское время строили качественно — миф: в ходе реконструкции как "Жовтня", так и других объектов, которыми мы занимались (а их порядка десяти), мы пришли к выводу, что в те времена строили из того, что было под рукой. Мы находили стены, построенные из — как мы его назвали — кирпичебетона. Когда остатки кирпича заливали бетоном и строили из этого здание. Рассчитать нагрузку на такую конструкцию и соответственно оценить ее уровень безопасности невозможно, поэтому такие участки мы демонтировали и строили заново из современных материалов.
В то же время мы восстанавливали здание в том стиле, в котором оно было построено — конструктивизм. Поэтому нам удалось оставить тот шарм кинотеатра, который любит не одно поколение киевлян. При этом мы сделали современные интерьеры. Появилась стена для селфи — кстати, на ней висит настоящая бобина с кинопленкой, на которой фильм, который последний раз демонстрировали в столице способом уже прошлого столетия. Также из интересных предметов — сапоги начальника стройки, который с трепетом и душой отнесся к своей работе и износил за время реконструкции не одну пару обуви.
В целом нам повезло с генподрядчиком и строителями: все действительно отнеслись к работе с ответственностью и душой, поэтому мы довольны результатом.