АМКУ признал тарифы "Укрзализныци" на аренду вагонов рыночными

АМКУ признал тарифы "Укрзализныци" на аренду вагонов рыночными
Конкуренцию на рынке аренды вагонов сдерживает недопуск частных операторов на пути общего пользования, где "Укрзализныця" занимает почти 100% долю. Чтобы решить проблему, нужно внести изменения в законодательство, считают в АМКУ
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) счел тарифы АО "Укрзализныця" на предоставление вагонов в аренду — рыночными и не усмотрел в их ценообразовании антиконкурентных действий.

В своем отчете АМКУ утверждает, что цены на аренду вагонов "Укрзализныци" рассчитываются по единой для всех субъектов хозяйствования формуле. При этом составляющие этой формулы не вызывают возражений с точки зрения экономического анализа.

Также в комитете уточнили, что цена за аренду вагонов УЗ сопоставима с ценами аналогичных вагонов частных операторов.

АМКУ констатировал, что "Укрзализныця" является естественным монополистом на рынке предоставления в аренду железнодорожного транспорта. При этом компания занимает почти 100% долю на рынке услуг локомотивов на ж/д путях общего пользования.

В связи с этим прослеживается конкуренция между "Укрзализныцей" и частными операторами на рынке услуг грузовых ж/д вагонов.

"Развитие конкуренции на рынке перевозок грузов ж/д транспортом сдерживается невозможностью допуска частных операторов локомотивной тяги на ж/д пути общего пользования в результате отсутствия надлежащей нормативно-правовой базы", — пояснили в АМКУ.

АМКУ сравнил среднерыночные арендные ставки на грузовые вагоны "Укрзализныци" и частных операторов. Данные получены по результатам опроса 70% участников рынка частных операторов подвижного состава, предоставляющих его в аренду. Средние цены с учетом НДС по состоянию на 1 сентября 2018 года представлены в таблице ниже.

Аренда

Частные операторы

"Укрзализныця"

Крытого вагона

753,6 грн

817,2 грн

Полувагона

1102,8 грн

720 грн

Зновоза

991,2 грн

855,6 грн

Окатышевоза

883,2 грн

907,2 грн

Фитинговой платформы

399,6 грн

547,2 грн

Цистерны

300 грн

684 грн

Всего в Украине, по информации АМКУ, 181 тыс. грузовых ж/д вагонов. Из них большая часть — 105,3 тыс. (58%) принадлежит "Укрзализныце" и 75,7 тыс. — частным собственникам.

При этом, количество рабочих ж/д вагонов составляет всего 132,5 тыс., из которых 68,5 тыс. (52%) принадлежит "Укрзализныце" и 64 тыс. — частным собственникам.

Так, к примеру, в парке "Укрзализныци" 50 тыс. полувагонов, из них рабочих — 33,5 тыс.

По мнению АМКУ, доля "Укрзализныци" на рынке предоставления в аренду вагонов (относительно рабочего парка) составляет: 43% рынка полувагонов, 56% рынка зерновозов, 78% рынка крытых вагонов, 64% рынка цементовозов, 21% рынка цистерн и 54% рынка окатышевозов.

Чтобы решить сложившуюся ситуацию, в комитете предлагают:

  • допустить частных операторов локомотивной тяги на ж/д пути общего пользования (для этого нужно разработать соответствующую нормативно-правовую базу);
  • принять новую редакцию закона Украины "О железнодорожном транспорте";
  • создать независимого регулятора в области транспорта.

Как сообщалось, в конце ноября 2017 года АМКУ объявил о проведении исследования рынка перевозки грузов железнодорожным транспортом (в том числе полувагонами). Целью было проверить, соблюдает ли "Укрзализныця" законодательство о защите экономической конкуренции, обеспечивая грузоотправителей полувагонами.

Напомним, что "Укрзализныця" увеличила ставки оплаты за использование собственных вагонов в пределах от 0,9% до 21% в зависимости от типа вагона. При этом больше всего выросли цены на аренду окатышевозов.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram