НБУ курс:

USD

41,54

-0,00

EUR

45,00

-0,00

Наличный курс:

USD

41,55

41,45

EUR

45,30

45,10

Андрей Касьян, глава департамента BASF Agricultural Solutions: о рынке СЗР и инновациях

Кризис, вызванный коронавирусной инфекцией, стал настоящим испытанием для агробизнеса
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Андрей Касьян, руководитель департамента BASF Agricultural Solutions в Украине, Молдове и странах Кавказа, рассказывает, как производители средств защиты растений (СЗР) переживают непростые времена и помогают справиться с трудностями своим партнерам.

Какими трендами живет рынок агрохимии в Украине?

Основным трендом стремительно развивающегося аграрного сектора является внедрение и развитие инновационных технологий, ведущих к снижению пестицидной нагрузки и оптимизации затрат. Второй не менее важный и стремительно развивающийся тренд — это диджитализация рынка. 

Для эффективного внедрения точного земледелия необходимы данные о состоянии земли, влажности, температуре, показатели урожая и так далее. Для их сбора используют портативные метеостанции, беспилотники и даже спутники. Имея всю эту информацию, а также отслеживая ее регулярно из года в год, можно гораздо эффективнее планировать работу аграрной техники, оптимизировать сроки внесения СЗР и их дозировки. Точное земледелие лишь один из методов, за которыми будущее агробизнеса. Агрокомпании осознают важность быстрого принятия решений на месте, поэтому они инвестируют в технологии, которые обеспечивают эффективность и точность таких решений. Компания BASF не исключение. 

Сейчас мы развиваем платформу xarvio FIELD MANAGER, которая работает со спутниковыми данными, автоматически формируя карты биомассы поля и сравнивая их с данными за последние 15 лет. Учитывая также информацию о предыдущих посевах, СЗР, погоде и сортах выращиваемых культур, программа просчитывает риски на каждом поле и делает прогноз для агрария. Другая технология, xarvio SCOUTING, основана на работе искусственного интеллекта и позволяет мгновенно и прямо в поле определить тип проблемы по фотографии. 

Важно и то, что на базе платформы xarvio аграрии могут общаться между собой. Если возникают проблемы, например, с болезнями, она в реальном времени позволяет распространять информацию о них, а значит, действовать на опережение.

Некоторые производители СЗР просто включают дистрибьюторов в состав компании и переходят на прямые продажи. Является ли это трендом и насколько это выгодно?

Компании-производители давно бы перешли на прямые продажи, если бы не два момента. Первый — оценка кредитных рисков, ведь аграрии зачастую покупают СЗР в кредит. В этой модели производителям пришлось бы не только увеличивать штат региональных менеджеров, но и создавать отдельный кредитный отдел для оценки каждого хозяйства и анализа их финансового состояния. Я думаю, что глобальные производители СЗР пока не готовы взять на себя оценку локальных рисков в работе с клиентами, оставляя это на откуп дистрибьюторам.

Кроме того, у каждого производителя есть так называемая матрица принятия решений, которая разграничивает зону ответственности региональных представительств. И если идти по пути диджитализации продаж, то сделать онлайн-продажи по предоплате просто, а вот что делать с кредитными сделками? Это серьезная преграда для широкого внедрения данной схемы, ведь все должно быть правильно с юридической точки зрения. Компания, которая первой грамотно решит вопрос онлайн-кредитования, я думаю, станет одной из самых успешных на рынке СЗР и в контексте интернет-торговли, и в вопросе снабжения своей продукцией мелкого фермера.

Как компания изменила свою деятельность в Украине в условиях COVID-19 и карантина?

Аграрная отрасль важна для Украины. По сути, именно она является ключевым поставщиком валюты в страну. Но ни урожай, ни бизнес, ни деньги не стоят человеческого здоровья и уж тем более жизни. В это непростое время мы продолжаем работать 24/7, чтобы обеспечить всем необходимым украинских аграриев, которые во время пандемии и карантина не остановили свою работу.

Компания BASF с начала карантина перевела максимальное количество сотрудников на удаленную работу. А "герои", которым не сиделось дома, получили настойчивую рекомендацию следовать правилам социальной дистанции и самоизоляции. Благодаря высокому уровню диджитализации почти все наши службы и сервисы, включая маркетинг и логистику, продолжают полноценно работать в дистанционном режиме. На удаленке не может работать только одна служба — технический отдел, занимающийся демополями. Но и тут мы постарались минимизировать физические контакты. По вызову клиента наш сотрудник выедет на демополе, осмотрит и даст заключение дистанционно — по телефону, скайпу и другим каналам связи.

А еще мы пошли навстречу украинским аграриям, которые в условиях пандемии оказались в сложных финансовых условиях. Отменив абонплату, мы предоставили всем сельхозпроизводителям свободный доступ к инструменту xarvio FIELD MANAGER, о котором я говорил выше. 

Бытует мнение, что после открытия рынка земли отношение аграриев к ней изменится: они станут более взвешенно использовать пестициды и проводить больше агрохимических анализов. Вы разделяете эту точку зрения?

Это как жить в арендованной и собственной квартире: совершенно разное отношение к технике, ремонту, инвестициям в современные технологии. Так же и в агробизнесе: отношение к своей земле кардинально отличается. Во-первых, севооборот. Ситуация, в которой пшеницу сменяет подсолнечник, затем снова сеется пшеница и подсолнечник, забирает у земли все, что она может дать. Это безответственный и бездумный подход. Паи находятся в аренде в среднем 5-9 лет, и за это время аграрий стремится отбить все вложения и максимально заработать. Во-вторых, безответственно применяются мощные пестициды. Например, это касается гербицидов сульфонил-мочевинной группы, имеющих самый длинный период полураспада. Владение частной собственностью, будь то автомобиль, квартира или земля, кардинально меняет отношение человека к ней. Поэтому я очень рассчитываю, что с открытием рынка земли нас ждут глубокие качественные изменения.

Глобальная тенденция в земледелии направлена на снижение пестицидной нагрузки

Как это повлияет на рынок агрохимии? Возможно, наметится сдвиг в сторону микроудобрений и еще более изящных решений?

Глобальная тенденция в земледелии так или иначе направлена на снижение пестицидной нагрузки. Компания BASF следует этому тренду и уже сегодня предлагает клиентам несколько инноваций. Например, протравитель семян "Систива": применив его во время предпосевной обработки семян, фермеры получают эффективную защиту растения вплоть до запланированного в технологии защиты второго внесения фунгицида (Т2). На таких посевах отпадает необходимость в проведении первой фунгицидной обработки, что позволяет сэкономить средства, связанные с внесением листовых фунгицидов, оптимизировать использование техники и человеческих ресурсов, а также уменьшить пестицидную нагрузку. Морфорегулятор-фунгицид "Архитект" работает одновременно и как регулятор роста, и как фунгицид.

Как компания реагирует на изменение климатических условий, которые заметны и в Украине? Какие новые продукты появляются?

В своей реакции на изменение климата компания BASF сфокусирована на расширении функциональности своих продуктов. Эта работа направлена не столько на борьбу с теми или иными болезнями растений, в чем уже достигнут достаточно высокий уровень эффективности, сколько на совершенствование технологических возможностей.

Это, например, расширение температурного окна применения препаратов. Сегодня оно составляет 10-25°С, чего зачастую недостаточно. Минувшей весной на юге Украины фиксировались перепады температуры от +17°С днем до -10°С ночью. Климат Украины становится более континентальным с быстрым переходом от зимы к лету, что требует от производителей СЗР еще и расширения срока применения продуктов, ведь некоторые из них, как, например, гербициды, лимитированы в действии фазой самой культуры.

Разрабатывая и внедряя инновационные технологии, важно учитывать связь между климатическими изменениями и экономикой. Континентальный климат влечет за собой высушивание почвы, что, в свою очередь, повышает важность снижения нормы расхода воды при приготовлении растворов для опрыскивателей. Подвоз воды — это финансовые и человеческие затраты, поэтому компания BASF разрабатывает продукты с усиленными прилипателями и смачивателями, которые позволяют уменьшить расход воды, а действующему веществу препарата закрепляться на поверхности листа и более эффективно проникать внутрь растения. Все это является основным вектором работы R&D-департамента BASF. Новые технологии предусматривают уменьшение пестицидной нагрузки при сохранении качества препарата.

Одним из востребованных способов увеличения продаж являются комплексные решения и сервис. Что делает в этом направлении BASF в Украине?

Не у всех производителей похожее портфолио, да и комплексные решения (агрохимические анализы, диджитал-сервисы) на украинском рынке не всегда работают. Украинский аграрий сегодня — один из самых профессиональных в мире. Он прекрасно знает, что ему нужно, поэтому одним из главных критериев успешных продаж является доступность продукта. Говоря о доступности, я имею в виду вопрос цены. Речь идет и о кредитовании, поскольку этот способ покупки для украинских аграриев является предпочтительным.

Когда дистрибьюторы неохотно кредитовали аграриев, аграрная расписка стала действенным решением

У нас есть набор финансовых инструментов, в том числе в работе с банками. Например, если BASF как глобальная компания является клиентом того или иного банка, конечные потребители нашей продукции могут получить там некоторые привилегии. Кроме того, BASF — одна из первых компаний, которая совместно с IFC стала активно работать с аграрными расписками. В этом году, когда дистрибьюторы очень неохотно кредитовали аграриев, аграрная расписка стала действенным способом решения проблемы.

В свою очередь мы всегда стремимся обеспечить каждого клиента индивидуальными условиями. За этим термином многие видят прежде всего скидку, но в нашем понимании индивидуальный подход — это не столько сниженная цена, сколько комплексное решение, которое включает консалтинг, кредитование, техническую поддержку, цифровые решения и другие инструменты.