НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

"Без больших инвестиций можно создать производство и начать строить дома", — Алекс Родионов, идеолог соломенного жилья

Какое жилье можно купить сегодня в столице за $15-16 тыс.? Можно 12-метровую smart-квартиру. Можно — чуть более просторную квартиру в многоэтажке под Киевом. А можно за эти деньги построить дом на 70 квадратов. Сказки, скажете вы? А вот и нет, считает Координатор программ энергоэффективности Немецко-Украинского Форума Алекс Родионов, курирующий строительство соломенного жилья в поселке возле столицы
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Алекс, сначала хочу узнать, каковы результаты внедрения программ и совместных проектов Германии с Украиной, о которых мы с вами говорили осенью прошлого года?

Украине были сделаны конкретные предложения, к реализации которых можно было приступать после обсуждения. Но, к сожалению, почти все осталось на бумаге. Немецкая сторона предложила Украине запустить три программы: термомодернизация ЖКХ, производство биометана и строительство недорого энергопассивного, экологического жилья .

Для реализации первой программы Германия в прошлом году выделила Украине €500 млн так называемых "теплых" кредитов. В течение года мы собирали по всей Украине проекты, которые могли бы повлиять на уменьшение расходов тепловой энергии в стране. Но, к сожалению, все проекты, переданные через украинское правительство в немецкий банк KfW (нем. KreditanstaltfürWiederaufbau — Кредитное учреждение для восстановления — немецкий государственный банк развития со штаб-квартирой во Франкфурте-на-Майне, основан в 1948 году как составная часть Плана Маршалла), были непрофессионально подготовлены, и, естественно, эксперты банка их отвергли. Насколько мне известно, часть средств ушла напрямую в бюджет, часть под государственные проекты.

Что касается биометана, в Украине частным образом строится несколько биогазовых заводов, в том числе и тот, строительство которого я организовал в Волновахе Донецкой области. Строительство находится на завершающей стадии, несмотря на боевые действия. На основе нашего опыта еще в прошлом году правительству Арсения Яценюка официальным Берлином было предложено разработать совместно с немецкими экспертами государственную биометановую программу для производства до 10 млрд м³ газа в год из сельскохозяйственного сырья. По результатам встречи в Германии была создана двусторонняя рабочая группа при Госэнергоэффективности Украины. Но, к сожалению, эта группа была собрана формально, в нее с украинской стороны вошли не столько специалисты, сколько чиновники из разных министерств, далекие от понимания темы. Естественно, такая группа не могла работать. Таким образом и это предложение Украине зависло в воздухе и пока "лежит на полке".

То есть получается, "выстрелил" только проект с энергопассивным жильем?

Да, по программе строительства энергопассивного жилья у нас большее продвижение, чем по первым двум. Я к этой теме готовился два года, изучал строительные технологии в Западной Европе.

Началось все с того, что в январе к руководству Немецко-Украинского Форума (НУФ) с письмом обратилась группа переселенцев с Донбасса. Они написали, что намерены построить поселок под Киевом, и просили предложить им современные технологические концепции, применяемые в Европе.

Концепт должен был включить в себя относительно невысокую стоимость домов, экологичность стройматериалов, минимальное потребление тепловой энергии домом и максимально сжатые сроки строительства.

Уже в апреле я поручению руководства НУФ выехал в Киев и встретился с переселенцами — членами кооператива "Мальовничий". В него входят около 150 человек. Предложил им вариант строительства каркасно-соломенных домов. Честно признать, сначала они восприняли идею с недоумением. Но, проанализировав преимущества такого жилья, часть людей согласились. В итоге нами были подготовлены проекты — в соответствии с украинским законодательством, строительными нормами. Эти дома относятся к деревянным каркасным домам, которые строятся во всем мире и в Украине. Только вместо вредных утеплителей, типа, пенополистирола, минваты и прочего, мы применяем прессованную солому. В Украине подобрали архитектурно-проектную группу, которая разработала типовой проект специально для нашего экспериментального поселка, чтобы на его основе можно было тиражировать строительство по всей Украине. Разработку проектной документации для первого дома спонсировала немецкая сторона.

О какой сумме идет речь?

Не хочу озвучивать сумму. Это неважно при социальных проектах.

Где конкретно ведется строительство? И почему было выбрано это место?

Строительство ведется около поселка Мила в Киево-Святошинском районе Киевской области на базе кооператива переселенцев "Мальовничий". Члены кооператива купили здесь шесть гектаров земли.

У них есть генплан на постройку 64 домов. Строятся различные типы: каркасно-соломенные, просто каркасные, несколько кирпичных домов. Многие семьи еще не определились: они ждут результата тестов первых готовых домов, чтобы выбрать между проектами.

Это все энергопассивное жилье?

К энергопассивному жилью относятся только каркасные дома с соломенным утеплителем.

Дома какой площади в основном строят семьи переселенцев? И во сколько им обходится 1 м² строительства такого жилья?

Дома в основном строятся одно- или полутораэтажные, с жилой мансардой, общей площадью от 70 до 120 м².

Стоимость домов мы разбили на три категории по степени готовности. Самый дешевый вариант — базовый, когда есть стены, потолок, крыша, окон нет (люди сами их ставят), внешние стены отштукатурены известковым раствором. То есть дом, внутри которого можно продолжать работу по доводке и отделке.

Такой дом стоит примерно $150 за 1 м². Срок строительства — две-три недели. А полноценный, жилой вариант дома с ремонтом обойдется в два раза дороже — около $300 за 1м²

Для своих каркасно-соломенных домов вы организовали производство соломенных панелей на месте? Сколько инвестировали в запуск производства?

Да, в пяти километрах от поселка Мила организовали производство. Инвестиции минимальные — порядка 30 тыс. грн.

Это рентабельно?

Пока трудно судить, но, я считаю, да. Первые реальные расчеты будем иметь в середине октября, тогда и подведем итоги. Прибыль, конечно, мы приравниваем к немецким условиям — не более 10% годовых, что для Украины крайне мало, но мы должны уложиться в эту норму.

Когда будут готовы дома, смогут ли переселенцы с семьями уже зимовать в них?

Наши каркасно-соломенные дома будут готовы первыми, и три семьи уже готовятся зимовать в них.

Дело в том, что наши технологии позволяют работать круглогодично, независимо от времени года. А традиционные зависят от сезона: начнутся дожди, слякоть, холода, и работа прекратится. Мы же продолжаем работать, так как 90% каркасно-соломенных домокомплектов делаются на производстве. Мы выбираем нормальную погоду, в течение 3–4 дней краном ставим весь дом, накрываем его крышей и продолжаем работать уже внутри.

Такие дома называют "энергопассивными". Действительно ли они почти не потребляют тепло?

В среднем по Украине теплопотребление составляет 250 КВт в год на 1 м², а в наших домах 40-50 КВт. В итоге — большая разница между суммами коммунальных платежей. Люди и деньги экономят, и живут в экологических условиях.

Когда будут подведены коммуникации к поселку — электричество, вода, канализация?

Я этим не занимаюсь — это забота правления кооператива. Они общаются с местными чиновниками, договариваются с облэнерго. Как обычно в Украине, это сложный процесс. Я стараюсь не вмешиваться, потому что не знаю подводных камней украинского законодательства.

Со своей стороны мы ищем западных доноров — через Германию, другие страны. В середине сентября в поселок приезжала первая комиссия во главе с руководителем НУФ доктором Райнером Линднером. Он выслушал просьбы пересенцев о помощи, в первую очередь, с оборудованием для энергообеспечения домов, и мы с ним обсудили возможные источники этой помощи.

Мы используем все возможные каналы для того, чтобы не только поселку помочь. Мы постараемся придать нашему начинанию статус "Немецко-украинский пилотный проект энергоэффективного строительства". Речь идет о том, чтобы эту концепцию и технологию апробировать и далее широко применять в Украине.

Как статус пилотного проекта позволит расширить применение технологии?

Расширению применения технологии не поможет никак. В этом плане помощь не нужна. Нам важно обратить внимание немецкого и украинских правительств на важность более эффективного использования помощи от ФРГ, которую постоянно просит украинское руководство.

Для экспериментальной постройки разработан типовой проект. Наверняка, у вас есть и другие предложения?

Немецкие специалисты предлагают три варианта построек: каркасно-соломенные дома, соломенные дома без дерева, когда огромные, соломенные тюки накладываются друг на друга, как кирпичи, и выполняют роль несущих конструкций (такие дома, как правило, не имеют отопительных систем вообще) и третий вариант — модульные каркасно-соломенные дома-контейнеры. Есть у вас сегодня $5 тыс., вы купили себе такой контейнер. Через год заработали еще — купили следующий. И так за два года у вас появится двухэтажный полноценный дом в 120 квадратов, теплый и просторный.

Один контейнер стоит $5 тыс. А сколько их нужно на дом?

В зависимости от размеров домов от 4 до бесконечности.

Смешанный вариант взаимодействия — это когда семья покупает каркасно-соломенные панели с монтажной документацией сборки и со своими друзьями строит себе дом сама. Этот вариант будет дешевле еще процентов на двадцать. Освоите технологию — создадите рабочие места и соседям жилье построите.

Наш проект — это комплексная выгода. Это и создание рабочих мест, и решение жилищной проблемы, в конечном счете, снижение социально-экономической напряженности.

С кем вы договаривались, чтобы начать пилотный проект?

Только с кооперативом "Мальовничий". Я решил, что это шанс показать Украине те технологии, которые давно применяются в Западной Европе. Совершенно реально создать в поселке небольшое производство, рабочие места и строить для себя и соседей дома, школы, поликлиники. Слава богу, солома есть везде, ежегодно в Украине ее 40 млн т. образуется, из которых нужно всего полпроцента для строительства 20 тысяч домов.

То есть в данном случае вы сами с местными властями реализацию проекта не согласовывали?

Любое строительство должно согласовываться с местными органами власти. Руководство Киево-Святошинского района с пониманием отнеслось к нашему проекту.

А не может ли быть так: вы выполните строительные работы, а коммуникации члены кооператива провести не смогут?

Конечно, подведение коммуникаций идет с опозданием. Но мы сейчас ищем варианты автономного энергообеспечения поселков. Например, при помощи установки солнечных панелей Вот тут, конечно, донорская помощь нужна.

Каких застройщиков вы можете привлекать для такого строительства? Должен ли у них быть специальный опыт?

В первую очередь, опыт "деревянного", каркасного, строительства. Приведу пример разговора с одним из руководителей Донбасского региона. Он спросил, можем ли мы построить им то-то и то-то. Мы говорим: "Вот наша документация. Мы в течение двух недель организуем у вас производственный цех, наберем на работу ваших людей, руководитель проекта будет с нашей стороны. Уже ему вы все расскажете и покажете. Буквально через две недели выйдем на нужные нам мощности, в случае необходимости будем их наращивать". В кадрах с большой квалификацией мы не нуждаемся. Единственно, кто должен иметь опыт, — это приемщики дерева. А если не имеют опыта, значит, научатся. Инструкции у нас разработаны.

Есть ли похожие поселки, построенные переселенцами по европейским технологиям, в других областях, может, близких к линии разграничения?

Я общаюсь со специалистами из разных областей Украины, с журналистами, но никто мне не говорил, что где-то есть нечто подобное. За последние пять лет в различных городах Украины построено десятка полтора соломенных домов. Но это частное строительство: каждый человек может строить себе, что хочет. Моя цель — комплексно развивать эту сферу и убедить людей, живущих в сегодняшней Украине, в доступности сырья, рабочих рук, технологий для строительства. Лишь бы была добрая воля и поддержка местного руководства.

Что было сложнее всего на старте строительства экспериментального поселка для переселенцев?

Если брать Киевскую область, я был поражен в первую очередь следующим. Здесь нет производственных цехов, которые имели бы нормальные подъемные механизмы, нужные площади и были привлекательны по цене аренды. Все предприятия уничтожены, особенно машиностроительные. В последние десятилетия здесь появились склады, которые не предназначены для размещения в них производства. Мы были вынуждены искать другие варианты. В итоге небольшая фирма в селе предоставила нам площадку с достаточно дешевой аренду для производства домокомплектов.

На других возможных локациях тоже предстоит создавать производство с нуля?

Да. Слово "производство" угрожающе звучит, но организовать его несложно. Это делается в течение 2–3 недель. В основном речь идет о создании панелей из прессованной соломы. И это важно именно для украинской действительности: без больших инвестиций создать производство и начать строить дома.