- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Биология стресса и развитие бизнеса: в чем отличие украинских и международных компаний
В чем ключевое отличие украинских компаний от иностранных? По моему мнению, разница в сроках планирования развития. Украинский бизнес живет по принципу "здесь и сейчас", порог планирования не более 2 лет. Иностранные компании обычно мыслят категориями пятилеток и десятилетий, а некоторые даже в пределах столетий. Не буду утверждать наверняка, но думаю, у Илона Маска есть небольшой план до конца 21 века.
Каковы причины такого отличия сроков стратегического планирования? А главное — какое значение это имеет для конкурентоспособности? Ответ, лежащий на поверхности, говорит, что такую возможность иностранцам дает многолетняя история работы на развитом рынке. То есть "взрослая" компания, у которой десятки лет истории за плечами, в процессе планирования мыслит большими временными отрезками. А вот украинскому бизнесу еще расти и расти.
Однако с опытом я пришла к выводу, что, верочтнее всего, это происходит не из-за возраста, а из-за отсутствия необходимости каждодневного выживания.
Теперь минутка занудства на тему стресса. Американский ученый Уолтер Кеннон ставил эксперименты на кошках и собаках (это было еще задолго до основания Гринписа). Он изучал физиологические реакции организма на триггеры стресса (боль и страх). В результате в 1929 году он выяснил, что организм реагирует на экстремальные ситуации по принципу "бей или беги" (fight or flight reaction). Организм вырабатывает гормоны стресса, мобилизующие тело для нападения или избегания столкновения с угрозой. В дальнейшем концепция была дополнена, и теперь мы знаем ее как "бей, беги, замри".
В суровой естественной среде животные постоянно сталкиваются с угрозами и выработали самые различные защитные механизмы, которые позволяют им нападать для защиты (выработка яда, острые зубы и когти), убегать (способность летать, плавать/дышать под водой, расставаться с частями тела), замирать или прятаться (маскировка, камуфляж, менять цвет кожи, притворяться мертвым и т.п.).
К чему я все это веду? "Видовое поведение" и механизмы выживания украинского бизнеса существенно отличаются от иностранных компаний на развитых рынках. Конкурентную и регуляторную среду в Украине вполне можно сравнить с экстремальной средой обитания. А механизмы выживания, преимущественно используемые украинским бизнесом, говорят о доминирующей установке собственников — враг повсюду.
Украинские компании активнее используют компромат на конкурентов или бывших партнеров по бизнесу (выработка яда), создают собственные охранные структуры или занимаются рейдерством (острые зубы и когти). Многие хорошо освоили стратегию побега — вырабатывают способы перемещения капитала, серверов или производства в другие страны (летать, плавать или дышать под водой), отдают рейдерам часть бизнеса (расстаться с частью тела), а другие замирают — тенизация бизнеса, схемы ухода от налогов (камуфляж и маскировка), дробление на разные юридические лица, регистрация бизнеса на третьих лиц (менять цвет кожи), фиктивное банкротство (притворится мертвым).
В природе же развитие не происходит в ситуации выживания. Известно, что в ситуации нехватки пищи или стресса, животные не размножаются.
Следует также сказать, что стресс имеет еще одну важную особенность — он сужает горизонт зрения. В момент опасности сознание сужается, позволяя сконцентрировать внимание на угрозе. Хотя острота зрения увеличивается, но периферическое зрение отключается, то есть мы видим лучше, но меньше. В бизнесе, как и в природе, чтобы развиваться — занимать новые ареалы/рынки обитания, находить ресурсы, изобретать новое, создавать новые бизнесы и т.п. — нужно видеть шире и больше, чем остальные, а также не быть в состоянии перманентного стресса.
Можно возразить, что в не очень комфортной среде обитания в Украине многие компании все же как-то работают, приносят прибыль и увеличиваются. Исключим из сравнения природные и искусственно созданные монополии — и успешных бизнесов станет на порядок меньше. Но можно ли считать их успех развитием или увеличением конкурентоспособности? Если понимать развитие как переход из одного состояния в более совершенное (от простого к сложному, от низшего к высшему), то в большинстве случаев рост украинских компаний не эквивалентен их развитию. Например, увеличение земельного банка агрохолдингом — это рост. Развитием можно считать строительство элеватора и сушки для зерна, а внедрение технологий точного земледелия — вообще гиперпрыжок для компании.
Увеличение прибыли компании при существующих условиях работы очень радует многих собственников и часто является одной из ключевых (если не единственной) целью, которую ставят управленцам. Но увеличение прибыли с выводом в карман собственника вообще развитием не является. Это все равно что барсук запасается жиром на зиму — впадет в спячку, проест все запасы и весной будет голодным.
В процессе эволюции возник более продвинутый механизм защиты — солидарность и коллективизм. Кстати, он присущ человеку как виду. Ввиду отсутствия острых зубов, когтей, толстой кожи, способности плеваться ядом и менять окрас, человек вступил в союз с сородичами (создал общество) для защиты от угроз. В корпоративной жизни это сопоставимо с существованием бизнес-ассоциаций, профсоюзов и прочее, активность которых в развитых странах намного выше. Правовое государство дает возможность защищать интересы в судебном порядке. Эти механизмы позволяют не просто реагировать на воздействия среды (проверки налоговой, нападки рейдеров, происки конкурентов и т.п.), но проактивно менять условия бизнеса на более комфортные. Лучше самому создавать себе среду обитания, нежели постоянно с ней бороться.
"Выживательная" психология собственников и управленцев бизнеса в свое время помогла многим пережить тяжелые 90-е, бурные 00-е и кризисные 10-е. Также она продолжает оставаться одной из основных отличительных черт украинского бизнеса по сравнению с иностранным. "Выживательная" психология — это для обитателей алого океана (см. "Концепция голубого и алого океана"). Я считаю ее одним из главных факторов, которые ограничивают поиск своего голубого океана или повышение конкурентоспособности компании. Смена парадигмы выживания и перестройка бизнес процессов на развитие, а не на рост, должна стать главным приоритетом для украинских компаний.