- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Бизнес в Канаде: Налоговые льготы без репутационных потерь
В Канаде разработан Национальный тест для предпринимателей, пройти который желательно всем, кто собирается заниматься здесь бизнесом. После прохождения теста предприниматель получает рекомендации от правительства и оценку делового потенциала в стране, понимает, насколько он готов и стоит ли ему начинать свое дело.
Канада старается всячески поддерживать бизнес и предпринимателей, поэтому здесь сильно развиты программы кредитования (как государственные, так и банковские), работают очень много консультационных служб, которые помогают решать достаточно большое количество вопросов, возникающих до начала и во время ведения бизнеса. Если сфера деятельности компании будет расценена государством как общественно полезное дело (будет создавать новые рабочие места, развивать экономику, приносить пользу всему обществу), можно рассчитывать на поддержку и ссуды на выгодных условиях (канадцы это очень ценят).
К примеру, по государственной программе The Canada Small Business Financing можно получить кредит в 250 тыс. канадских долларов на 10 лет под 2-3% годовых. На такой кредит могут рассчитывать предприятия с годовым оборотом менее 5 млн долларов в год, кроме сельскохозяйственных, благотворительных и религиозных. Есть отдельная программа поддержки молодых предпринимателей, которым еще не исполнилось 29 лет.
Также существуют программы, в которых помощь и поддержку предлагают "вчерашние" иммигранты, которые ранее приехали в страну, уже успели обжиться, встать на ноги и достичь определенных результатов. Теперь они оказывают инвестиционную поддержку и помогают новичкам запустить свой бизнес в Канаде.
Нюансы и сложности
Канада поделена на провинции и территории, в каждой из которых могут отличаться условия и требования для регистрации бизнеса, законодательство, налоги.
По территориальному принципу все компании в Канаде разделяются на 2 типа:
- Федеральные — могут вести деятельность на всей территории страны и за ее пределами, но как минимум 25% директоров в таких компаниях должны быть резидентами Канады. Большим их преимуществом является то, что они могут открывать свои отделения по всей стране, производить и реализовывать товары в любой провинции и имя компании будет защищено на всей территории Канады. Если планируется вести бизнес, открывать офисы и представительства более чем в одной провинции, необходимо регистрировать федеральную компанию.
- Провинциальные — могут продавать товары не только в той провинции, в которой они были зарегистрированы, но и на всей территории Канады и за ее пределами. В отличие от федеральных, провинциальные компании не могут открывать офисы и представительства в других провинциях и имя компании будет защищено только в одной провинции. На каждой территории существуют свои требования по резидентности директоров: где-то они могут быть нерезидентами, где-то 25% директоров должны быть резидентами, а где-то и большинство. Также отличаются требования к открытию компаний и ведению деятельности, действуют свои законодательные акты.
Регистрировать федеральную или провинциальную компанию — решать владельцу, но от этого напрямую будет зависеть налогообложение компании.
Кроме общих федеральных налогов, в Канаде взимаются также налоги и сборы провинций. К примеру, федеральный налог с продаж (GST/HST) составляет 5%, но некоторые провинции добавляют к нему еще 8-10% местного налога. В итоге на потребителя ложится и федеральный налог, и налог провинции. Некоторые товары, такие как хлеб, молоко, овощи, медицинские изделия для бесплатной медицины, домашний скот фермерских хозяйств облагаются по нулевой ставке. Кроме того, не облагаются федеральным и провинциальным НДС: жилое имущество на продажу, которое ранее находилось в собственности продавца, аренда жилья на 1 месяц и более, медицинское и стоматологическое обслуживание, сборы за проезд по дорогам и мостам, юридические услуги, профессиональные курсы, выдающие по результату сертификаты или дипломы, репетиторские услуги, финансовые услуги, выдача страховых полисов, услуги благотворительных, некоммерческих и общественных организаций и т.п.
Регистрироваться в Налоговом управлении Канады нужно в том случае, если выручка за год превысит 30 тыс. долларов. Это можно сделать онлайн, по почте, телефону или лично передать заполненную анкету в налоговые органы.
Ставки налогов в Канаде зависят не только от провинции, но и от вида деятельности и размеров прибыли. Налоговая система довольно сложная: чем выше доход, тем выше ставка налога. Налог на прибыль может достигать и 45%, если прибыль больше 1 млн долларов.
Для примера, на 2016 и 2017 года в Канаде установлены следующие ставки налога на прибыль:
- Федеральный — 15-33%
- Британская Колумбия — 5,06-14,7%
- Альберта — 10-15%
- Онтарио — 5,05-13,16%
- Квебек — 16-25,75%
- Нью-Брансуик — 9,68-20,3%
- Юкон — 6,4-15%
- Нунавут — 4-11,5%
Сложность для наших граждан в том, чтобы внимательно изучить требования нужной провинции и не запутаться в количестве налогов, ставках и размерах.
Какие компании могут зарегистрировать в Канаде нерезиденты
Если говорить о формах собственности канадских компаний, то это могут быть частные предприятия, партнерства и корпорации.
Индивидуальный предприниматель (или частное предприятие) — это самый простой способ регистрации. В такой компании существует только один владелец (вы сами), который полностью отвечает за деятельность, долги и обязательства компании всем своим имуществом, в т.ч. и личным. Если компанию назвать именем владельца, то ее даже не нужно регистрировать. Если же компания будет иметь другое название, такая регистрация осуществляется в Revenue Canada (аналог нашей налоговой службы).
Партнерство (может быть общее и ограниченное). Чаще всего регистрируются ограниченные партнерства (LP), в которых есть один генеральный партнер, а остальные партнеры с ограниченными правами и ответственностью, не имеющие права участвовать в управлении компанией. Генеральный партнер несет полную ответственность по обязательствам компании. Резидентность партнеров значения не имеет. К размеру уставного капитала тоже никаких требований не предъявляется, вносить его можно денежными средствами или имуществом.
Если партнеры — нерезиденты и получают прибыль за пределами Канады, они не оплачивают налоги, не подают отчетность и налоговую декларацию, не проходят аудит в Канаде. Канадские партнерства (LP) не платят корпоративный налог на прибыль. Вся прибыль распределяется между партнерами, налог с нее они оплачивают в стране своей резиденции.
Если в качестве генерального партнера назначается компания (любая нерезидентная компания, не канадская), сначала ее необходимо зарегистрировать как экстра-провинциальную корпорацию и получить соответствующую экстра-провинциальную лицензию (для ограниченных партнеров таких требований нет).
По своей сути канадское партнерство — это аналог шотландского LP. Оно также состоит как минимум из 2-х партнеров, не облагается налогом на прибыль и не подает ежегодную финансовую отчетность, если не ведет деятельность на территории страны.
Канадское LP — самая популярная форма компаний среди программистов, разработчиков ПО, торговых компаний и поставщиков ИТ услуг для рынков Канады, США и Европы. Партнерства используются также как агентские компании и для онлайн-бизнеса (разработка веб-сайтов, интернет-маркетинг, онлайн-магазины и т.п.).
Корпорация (или Общество с ограниченной ответственностью) — это полноценное юридическое лицо в Канаде. Владельцами корпорации являются держатели акций, которые не несут ответственности за деятельность компании и ее долги. Директором и акционерами могут быть резиденты любой страны, и если ее сотрудники — нерезиденты Канады, работающие за пределами страны, налог на зарплату отсутствует. Ежегодно корпорации подают финансовую отчетность и налоговую декларацию, в т.ч. и нулевую. Требований к уставному капиталу в корпорациях нет.
Экстра-провинциальная корпорация (Extra-provincial corporation, EPC) — это нерезидентная компания (может быть даже офшорная), которая регистрируется в одной из провинций Канады без статуса отдельного юридического лица. Директора и акционеры корпорации могут быть резидентами любой страны. После регистрации компания получает экстра-провинциальную лицензию на право осуществления деятельности в той провинции, в которой она зарегистрирована. Лицензия дает право EPC открыть офис в этой провинции, счет в канадском банке, вести деятельность в Канаде и с другими иностранными компаниями. Если EPC ведет деятельность за пределами Канады, она не оплачивает корпоративный подоходный налог (налог оплачивается только из тех сумм, которые получены непосредственно в Канаде) и не подает налоговую декларацию. Если для учреждения EPC используется оффшорная компания, ее статус автоматически повышается до престижной канадской компании.
Нерезиденты могут зарегистрировать в Канаде любую из вышеуказанных компаний. Важно обращать внимание на требования самих провинций, потому что они могут отличаться от общих федеральных и других провинциальных условий. К примеру, в некоторых провинциях резидентность директоров в корпорациях имеет значение: 25% должны быть резидентами Канады. Поэтому важно изучить не только общие требования к компаниям, но и требования той провинции, в которой планируется регистрация.
Обобщая, можно выделить основные требования к канадским компаниям:
- Для регистрации компании в Канаде уставный капитал не нужен.
- Управление компанией может осуществляться за пределами Канады.
- Если компания получает доходы за пределами страны, не нужно платить налоги, подавать финансовую отчетность и налоговую декларацию в налоговые органы (требование по подаче отчетности и деклараций не относится к корпорациям).
- Сведения о директорах и акционерах являются публичными. Скрыть информацию о владельцах можно, используя номиналов.
- У компании должен быть юридический адрес на территории Канады.
- В Канаде существуют ограничения по видам деятельности. К примеру, торговлей ценными бумагами, недвижимостью, финансовыми, аудиторскими, юридическими, медицинскими и брокерскими услугами могут заниматься только резиденты и граждане Канады.
- Для некоторых видов деятельности требуется лицензия, сертификат или разрешение.
- В отличие от большинства других юрисдикций, процедура проверки уникальности имени компании в Канаде платная. И она является обязательной, если компания не планирует работать как частный предприниматель под своим именем и регистрируется партнерство или корпорация. По результатам проверки предприниматель получает NUANS® Name Search Report (отчет об исследовании на уникальность названия).
- На официальных документах по канадским компаниям апостиль не проставляется, поскольку Канада не присоединилась к Гаагской конвенции. Это значит, что при использовании документов за рубежом их необходимо дополнительно легализировать в консульстве.
Для того, чтобы организовать бизнес и проводить встречи в Канаде, не обязательно туда иммигрировать, достаточно просто получить обычную кратковременную бизнес-визу. Если цель — все же иммиграция, то сам факт регистрации компании не дает права владельцу на нахождение на территории Канады и на получение статуса постоянного жителя. Поэтому если планируется вести бизнес в стране, необходимо пройти весь иммиграционный процесс.