НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Цены на коксующийся уголь: буря затихает

Зависимость украинской коксохимии и металлургии от импортных коксующихся углей в 2017 году сохраняется. Поэтому уменьшение его стоимости — это позитивный сигнал для отрасли

В первой половине апреля мировой рынок коксующегося угля пережил очередной шок: за две недели индикативные спотовые цены более чем удвоились до $314 за 1 тонну. Это стало последствием тропического циклона "Дебби", который нанес серьезные повреждения железнодорожным путям в штате Квинсланд (Австралия). Этот регион играет ключевую роль в экспортных поставках коксующегося угля на азиатские рынки. В результате ценового ажиотажа были даже отложены переговоры ведущих японских металлургических компаний с австралийскими поставщиками об установлении новой контрактной квартальной цены на уголь — индикатора, который также широко используется остальными угольными компаниями в мире.

Резкие скачки мировых цен на коксующийся уголь серьезно повышают затраты украинских металлургов.

Согласно оценкам специалистов могут увеличить долю угля выше 20% производственной себестоимости стали. В 2016 году доля импортных коксующихся углей в общем объеме потребления углей украинской сталелитейной промышленностью выросла до 67% по сравнению с 63% в 2015-м. В целом в прошлом году в Украину было импортировано около 13 млн тонн коксующихся углей и самого кокса на сумму около $1,5 млрд.

В настоящее время разрушительные последствия циклона практически ликвидированы, экспортные поставки австралийского угля возобновились, а спотовые котировки вернулись к уровням $150/т. К концу мая также должны завершиться, наконец, переговоры по ценам на третий квартал. Мы ожидаем, что в течение следующих нескольких месяцев индикативные спотовые цены на коксующийся уголь могут продолжить постепенное снижение. В завершающем квартале этого года они могут установиться на уровнях $130-140/т. Вслед за спотовыми котировками должны существенно снизиться и квартальные контрактные цены.

Наши ожидания прежде всего связаны с восстановлением баланса рынка в Китае, который является вторым после Японии крупным мировым импортером коксующихся углей поставляемых по морю.

Именно дефицит коксующихся углей в Китае привел к дисбалансу всего мирового рынка и скачку всех основных индикативных котировок во втором полугодии 2016 года.

Основной причиной образовавшегося дефицита были действия китайского регулятора, Государственного комитета по развитию и реформе (ГКРР). Он ограничил количество рабочих дней для китайских угольных предприятий с 330 до 276. В настоящее время эти ограничения существенно ослаблены, и регулятор дает сигналы, что в ближайшие месяцы не вернется к их ужесточению. Более того, ГКРР сейчас стал поощрять угледобывающие компании более активно вводить в строй новые шахты с мощностями, составляющими 130-150% мощностей ранее закрытых менее эффективных шахт. Все это с большой долей вероятности приведет к росту добычи китайских коксующихся углей в этом году. Способствовать восстановлению баланса рынка будет также увеличение поставок австралийских и североамериканских компаний, привлекаемых высокими котировками. Кроме того, в ближайшие месяцы должно несколько ослабнуть кредитное стимулирование китайской экономики, что должно снизить спрос на сталь и, как следствие, на коксующийся уголь.

Ожидаемое снижение все же будет недостаточным для результата за весь год. Мы ожидаем, что средняя цена на коксующийся уголь вырастет в 2017 году на 50-55% до $170-175 за 1 тонну.

В текущем году зависимость Украины от импорта коксующихся углей сохранится ввиду прекращения транспортного сообщения с временно оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей. Ведь там расположены несколько крупных шахт, добывающих коксующийся уголь. В то же время Украина потеряла контроль и над рядом крупных потребителей коксующихся углей: Алчевским меткомбинатом, Енакиевским и Донецким металлургическими заводами. Потеря этих активов может означать согласно нашим оценкам уменьшение потребности в импортных коксующихся углях на 2,5 млн тонн.