- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Агро
- Дата публикации
Чего боятся украинские виноделы после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС
Ассоциация "Виноградари и виноделы Украины" считает, что подписание договора несет риски для украинского виноделия. Главная причина — отсутствие возможностей для работы в условиях ЕС без эффективного механизма государственной финансовой поддержки отрасли.
Десятилетиями правительства европейских стран воплощали в жизнь стратегию поддержки национального производителя, поэтому сегодня они могут показывать невероятные результаты. Например, в 2013 году Италия произвела рекордные 450 млн литров вина, а общая стоимость экспорта составила 5 млрд евро. Для сравнения, украинское производство в 2013 году составило 116 290 тыс. л. Самый высокий результат был зафиксирован в 2010 году — 278 570 тыс. л тихого вина.
В ЕС действует Регламент Совета ЕС № 479/2008 "Об общей организации рынка вина", который устанавливает возможные направления государственной поддержки виноградарства и виноделия. Так, в частности, первой мерой поддержки указано продвижение на рынки третьих стран (компенсация до 50% расходов связанны с этим направлением), кроме того, это возмещение стоимости расходов на страховку, поддержку в создании паевых инвестиционных фондов, прямые инвестиции в инфраструктуру и т.д.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaДополнительный фактор экономического успеха европейского виноградарства и виноделия — существование доступной системы кредитования бизнеса, предусматривающей минимальные процентные ставки — 3-4% годовых.
Ситуация в виноделии Украины отличается кардинальным образом.
По итогу 2013 года сырьевой фонд украинского виноградарства составлял порядка 60 тыс. га виноградников (в той же Испании эта цифра свыше 1 млн. га). С учетом последствий политические событий 2013-14 гг., вместе с АР Крым виноградарство потеряло 20 тыс. виноградников и свыше 40 виноградарско-винодельческих предприятий, обеспечивающих производство 60% отечественного вина. В масштабах украинского винного сектора это колоссальные потери, восполняемые только при условии государственного вмешательства.
В то время, когда европейские виноградари получали выгоды от десятка директив, для украинского агрария существовал только один механизм хоть как-то финансово обеспечить посадку новых площадей — бюджетная программа "Государственная поддержка развития хмелеводства, овощеводства, закладки молодых садов, виноградников и ягодников и надзор за ними". В рамках программы был создан специальный фонд, формирующийся средствами от 1,5% сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.
К сожалению, начиная с 2012 года выплаты в соответствии со схемой компенсации были остановлены, а уже переломным моментом стал перенос средств 1,5%-го сбора в общий фонд Государственного бюджета, что означало потерю действенного механизма государственной поддержки отрасли. Реальная угроза не получить компенсацию заставила значительное количество владельцев виноградарских хозяйств отказаться от посадки новых виноградников.
С этого момента график закладки виноградников устремился вниз, и по итогу 2013 года мы получили падение в 89% от наших возможностей.
Чего опасаются виноделы:
Низкая рентабельность бизнеса
На сегодняшний день большинство виноградарских хозяйств работают на грани рентабельности или же вовсе в убыток. Поэтому остановить нарастающую сырьевую проблему своими силами не смогут.
Приведем экономический расчет прибыльности 1 га виноградника в год, используя исходные данные 2013 года:
- средняя стоимость затрат на уход за 1 га виноградника составляет 12-15 тыс. грн.
- средний показатель урожайности составил 6 т с 1 га.
- средняя цена за 1 кг винограда — 2-3 грн.
Таким образом, средняя выручка от продажи урожая с 1 га виноградника составила около 15 тыс. грн, прибыль — максимум 3 тыс. грн/год. Для большинства предприятий это предельный уровень рентабельности.
Как следствие экономической дестабилизации, мы увидим резкое падение социального климата виноградарских районов.
Потери из-за запрета на использования географических названий.
Во время переговоров по согласованию текста Соглашения, к сожалению, украинская сторона с легкостью отказалась от права, предоставляющего украинским виноделам использовать такие географические названия, как Коньяк, Мадера, Портвейн и т.д. вопреки уже сложившимся вековым традициям в производстве данных напитков.
В переговорном процессе не был принят во внимание тот факт, что отечественные производители не посягали на право писать, к примеру, слово "коньяк" на бутылке, которая предназначена для экспорта на рынки третьих стран. Мы настаивали только на том, чтобы продолжать использовать географические названия на территории Украины и продавать эту продукцию исключительно на внутреннем рынке, при этом обязуясь писать это название исключительно кириллицей, не претендуя на международное использование латиницы. Такое право является вполне обоснованным, поскольку среди украинских потребителей уже сформирован соответствующий сегмент покупателей.
Получается, что нам необходимо создать новый продукт с абсолютно новым названием. Даже если это произойдет, мы сталкиваемся с проблемой продвижения напитка. Необходимо провести серьезную информационную работу среди потребителей, прежде чем они будут согласны приобрести его. Поскольку ЕС четко дал понять, что никакого финансового ресурса от него ждать не стоит, данные затраты ложатся на плечи государства. Рассчитывать на отечественные предприятия не приходиться, они не располагают таким запасом средств. Ведь речь идет не просто о рекламе конкретной ТМ, а о рекламе напитка в целом. Теоретически, это под силу только крупным холдингам, и уж точно не винодельческим. В таком случае после ратификации Соглашения об ассоциации на рынке останется 1-2 крупных производителя — и все.
Процесс согласования ставок акцизного налога.
Вопрос акцизного налогообложения является одним из наиболее болезненных для всех производителей алкоголя в Украине.
Согласно статье № 353 Соглашения об Ассоциации, налоговое законодательство Украины постепенно будет приведено в соответствие к правовой системе ЕС (acquis ЕС).
В какие сроки случится это сближение, четко указано в Директиве совета № 92/83/ЕЭС от 19.10.1992 года относительно гармонизации структур акцизных сборов на спирт и алкогольные напитки, а именно: "Положения Директивы должны быть внедрены на протяжении 5 лет с момента вступления в силу Соглашения об ассоциации".
Сами ставки определят другой документ — Директива 92/84/ЕЭС от 19.10.199. В категории "вино" она должна быть приведена к нулю. Однако документ не учитывает особенности украинского виноделия, в частности существование целого сегмента производства — десертных вин, которые согласно технологии крепятся зерновым спиртом, и относит этот продукт к категории "промежуточные", где применяется ставка в 45 евро за 100 л. Это колоссальный скачек уровня акциза. Он попросту убьет "украинский кагор", "украинский портвейн", одним словом, всю десертную группу. Когда в 2010 году акциз по ней вырос с 0,5 грн за 1 л до 2,51 грн за 1 л, обвал производства в течение двух последующих лет составил 75%. Сейчас даже при ориентировочном пересчете ставка достигнет 7,2 грн.
Чего хотят виноградари :
Возобновить действие программы финансовой поддержки виноградарства. Участники отрасли готовы рассматривать разные варианты механизмов финансирования, будь то формат 1,5-процентного сбора (отрасль сама обеспечивает свое финансирование) или создание бюджетной целевой программы финансирования, сроком действия не менее 25-30 лет, отнесенной к защищенным статьям бюджета. Второй вариант — это реальная возможность воплощения в жизнь стратегии развития регионов.
Применять принцип главенства интересов национального производителя. С момента ратификации Соглашения об ассоциации будет дан старт переходному периоду по имплементации условий договора. В рамках этого периода пройдет целый ряд дополнительных переговоров при участии представителей ЕС и Украины, которые более подробно пропишут механизмы взаимного сближения рынком обеих сторон. В отношении алкогольной отрасли мы настаиваем на продлении переходного периода сроком до 10-15 лет. Указанные нами факты свидетельствуют о неготовности винодельческой отрасли к массированному приходу европейских компаний на украинский рынок.