Херсонский МТП — один из морских портов, на котором Министерство инфраструктуры решило отработать новое концессионное законодательство, — объект уже готовят к концессии. О том, нужно ли отдавать эти морские ворота в концессию, чего ждут в порту от частного капитала и насколько этот объект интересен инвесторам, обозреватель Delo.ua выясняла в беседе с начальником Херсонского МТП Андреем Соколовым.
Зачем Херсонский МТП отдавать в концессию?
Предприятие нужно развивать, а сделать это можно при наличии двух факторов — внятного менеджмента и ресурсов. С этим у государства всегда проблемы и даже если проблему внятного менеджмента удается решить на какой-то период времени, то смена правительства и политическая конъюнктура слишком нестабильны, чтобы говорить о реализации долгосрочных государственных проектов.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaВторой момент — это ресурсы. Порт не может развиваться за счет собственных средств, которых остается все меньше (75% прибыли уходит в государственный бюджет). Можно было бы привлечь кредитные средства, но существуют опасения, что при первой нерешенной проблеме проект на кредитных деньгах просто "не взлетит" (государство при первой же сложности откажется от такого сотрудничества). И у всех будут опасения, что кредитные средства просто разворуют в условиях турбулентности на руководящих постах госпредприятий.
На какие грузы должен будет ориентироваться порт/инвестор?
Для Херсона традиционные грузы ограничены зоной плавания судов с осадкой 7,6 метра максимум. Для Херсонского МТП — это сыпучие: кокс, сульфат, руда, уголь, до падения цен на нефть был еще металл. Плюс зерновые и продукты переработки — шрот, жмых, сечка и т.д. Соответственно ориентир будет на традиционные грузы. Может быть, в течение следующих лет пяти можно будет говорить и о контейнерном терминале — это экспортные грузы. И возможно, при развитии судоходства по Днепру добавятся еще каботажные грузы, которые будут переваливаться в Херсоне как в устьевом порту — с барж на морские суда.
Какие потенциально мощности в порту можно развить и сколько это будет стоить инвестору?
Потенциально можно увеличить пропускную способность до 3 млн тонн в год. На это, в зависимости от степени механизации, понадобится $15-50 млн.
Сейчас пропускная способность порта на уровне 1,2-1,5 млн тонн в год.
Что для этого необходимо сделать (какие объекты построить)?
Для зерновых — специализированные комплексы с высокой степенью механизации — либо силосного типа, либо в комбинации с оборудованными крытыми складами. Нужны перегрузочные комплексы для грузов открытого хранения (но этот проект можно развивать поэтапно). Также со временем нужно реконструировать причалы и обновлять крановое оборудование (нынешнее — родом из 1970-х).
Сколько времени на это уйдет у инвестора?
На подготовку и проведение конкурса около 1,5 лет. На утверждение всех формальностей и строительство — еще не менее трех лет.
Какова пропускная способность железнодорожного подъезда к порту? Является ли это сдерживающим фактором для прихода инвестора?
Железнодорожная станция ограничена пропускной способностью 5,5 млн тонн в год. Сейчас она работает где-то на 70-80% пропускной способности и, возможно, необходимо будет ее расширять.
Работа консультантов Мирового банка по разработке предварительного ТЭО концессии порта будет учитывать все узкие места проекта и будет понятно заранее, что необходимо дополнительно сделать, чтобы проект был успешным и каким он может быть с учетом ограничений.
Кого Вы видите в качестве потенциальных инвесторов для порта?
Потенциальные инвесторы это либо транснациональные компании-трейдеры, которые включают порт в свою логистическую цепочку поставок. Такие зерновики как Bunge, Cargill и зерновики второго эшелона, контролирующие грузопоток. Это также могут быть международные терминальные операторы в связке с местными партнерами, знающими рынок и национальные особенности ведения бизнеса.
Почему им Херсонский МТП должен быть интересен?
Потому что тут нет заключенных договоров аренды — порт "чистый" (в нем не работают частные стивидоры) и имеет перспективы с учетом развития речной логистики. Дальновидные компании, которые понимают, что река — это путь сокращения издержек, вполне могут захотеть тут работать и тут есть с чем работать. Тот же Cargill является крупнейшим грузоотправителем через акваторию порта Херсон. Louis Dreyfus тоже отправляет свои грузы. Так что этот интерес уже есть, вопрос лишь в том, чтобы механизм сотрудничества сделать понятным для инвестора.
Украинским компаниям интересна концессия порта?
Интерес выражают компании из Прибалтики и украинские компании-экспедиторы. Например, компания "Содружество" в связке с литовской стивидорной компанией Klasсo (порт Клайпеда), возможно, ТИС в связке с Cargill.