- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Ритейл
- Дата публикации
Дальнейшее сохранение активов в Донецке может поставить группу в двусмысленное положение — директор по развитию Lauffer
Группа компаний Lauffer входит в десятку перерабатывающих компаний Украины. Группа в том числе является крупнейшим производителем и поставщиком хлеба в восточном регионе Украины. Lauffer также объединяет в себе предприятия масложирового, бакалейного, зернового и элеваторно-технического направления. В частности в состав группы входят две фабрики — по производству макаронных изделий и майонеза, расположенные в Донецке, два мелькомбината — в Донецке и Мариуполе, маслоэкстракционный завод в Славянске, элеваторы и зерносклады в Восточной и Центральной Украине. Хлебобулочные активы группы в Крыму были "национализированы" крымской властью.
Юрий, Южная и Восточная Украина, в том числе Донбасс, являются стратегическими регионами для компании. Уточните, что сейчас происходит с активами группы на оккупированной территории, работают ли они и на каких условиях?
Изменения коснулись перераспределения объемов производства и схемы сбыта в Донецкой и Луганской областях. В подконтрольной украинской власти части Донбасса произошло увеличение объемов производства, а в неподконтрольной — спад. Мы сталкиваемся с логистическими проблемами и нехваткой транспорта. Сложно завезти зерно на мелькомбинат для дальнейшей переработки. Многие компании отказываются возить зерно в связи с угрозой жизни сотрудников. Те, кто работает — повышают цены из-за увеличения логистического плеча в связи с объездом проблемных территорий. Соответственно, это влияет на стоимость муки и готовой продукции.
Логистика составляет огромную проблему. И это касается не только поставки сырья или отгрузки готовой продукции. В частности, некоторое время назад мы столкнулись с проблемой непоставки железнодорожных вагонов для экспорта шрота. Часть предприятий, производства которых расположены в Донецкой области, постоянно нуждаются в вагонах-зерновозах для вывоза шрота (жмыха) железнодорожным транспортом, в частности ст. им. Кожушко Донецкой железной дороги. В феврале производители подсолнечного масла оказались на грани остановки в связи с непостановкой вагонов для вывоза сырья. Все бизнес-процессы сегодня чрезвычайно усложнились.
Отдельные активы группы пострадали из-за ведения боевых действий. Оценивали ли убытки компании от разрушений?
Одно из наиболее пострадавших предприятий — Луганский хлебокомбинат "Каравай". В один из производственных цехов попал снаряд. В связи с этим предприятие не имело возможности работать в штатном режиме. Сегодня проблема устранена. Но за период вынужденного простоя значительно усложнились отношения с оптовыми закупщиками в регионе, которые зачастую воспринимали вынужденную остановку за нежелание работать в период кризиса. Летом в результате военных действий на территорию Снежнянского хлебозавода попало 2 снаряда, в результате чего была полностью разрушена производственная лаборатория, выбиты стекла в цехах. Также была повреждена линия электропередач. Пострадавших среди работников, к счастью, не было. Но мы были вынуждены перенести выработку хлеба со Снежнянского хлебозавода на смежное предприятие в Шахтерске.
Объемы потерь оценить довольно сложно, они включают как прямые потери, в частности от попадания снаряда, так и косвенные потери, связанные с миграцией, изменением спроса, логистикой и так далее. Убытки от общеэкономической ситуации более значительны, нежели потери от локальных повреждений.
Каким Вы видите дальнейшее развитие ситуации с предприятиями, которые находятся на оккупированных территориях, в первую очередь в Донецке, где у группы сразу несколько активов? Рассматриваете ли возможность продажи?
По понятным причинам, в такой сложной обстановке, как сегодня, очень непросто говорить о развитии и планировании деятельности на длительный срок. Не считая того факта, что дальнейшее сохранение активов в Донецке может поставить группу в двусмысленное положение.
Поэтому самый подходящий для нас в этом случае вариант — это продажа активов в Донецке. Но это сегодня сопряжено с определенными сложностями. Во-первых, все активы находятся в залоге у различных банков. Эта проблема частично решается. С банками можно, в принципе, договориться. Самое сложное — это найти покупателя. Компаний, желающих инвестировать в этот регион, мягко говоря, не очень много. Но, тем не менее, есть кое-какие варианты. В настоящее время мы ведем переговоры с двумя компаниями. Это, прежде всего, вопрос цены: чем ниже стоимость, тем больше вариантов. С одной стороны, не хочется отдавать активы даром, с другой стороны, к сожалению, сегодня продать даже по себестоимости — это утопия. Поэтому мы стоим перед дилеммой: или продать за цену гораздо ниже себестоимости активов, или продолжать нести убытки по операционной деятельности. Сценарий остановки производства и закрытия заводов мы даже не рассматриваем. Потому что, безо всякого преувеличения, тысячи семей останутся без работы и средств к существованию. Для нас это абсолютно неприемлемо. Это кризисная ситуация для компании. Надеюсь, что в самое ближайшее время мы найдем какое-то разумное решение.
Как обстоят дела с хлебопредприятиями в других регионах? Группа приостанавливала работу отдельных заводов, в частности в Днепропетровском регионе. Возможно ли полное закрытие отдельных заводов из-за низкой рентабельности?
Работать на рынке хлебобулочных изделий всегда было непросто. Сегодня на традиционные сложности накладываются проблемы с логистикой, ценами на сырье, топливо и так далее. Мы неоднократно заявляли — необходимо исключить из производства хлеба политическую составляющую и дать отрасли возможность работать по законам экономики. Кроме того, необходимо создать равные условия конкуренции, обеспечив соблюдение всеми производителями требований налогового законодательства, официальной занятости работников, требований законодательства в сфере безопасности и качества пищевых продуктов. Ведь сегодня мелкие пекарни и посредники, которые зачастую не только не сертифицированы по международным стандартам, но даже не имеют лабораторий контроля сырья и готовой продукции, практически вытеснили с государственных тендеров крупных промышленных производителей хлеба. Такой демпинг со стороны полулегальных производителей убивает рынок качественного хлеба.
Группа представлена сразу в нескольких сегментах — зерно, хлебобулочные изделия, мука, масложировое производство, бакалея. Какой из сегментов больше всего пострадал из-за кризиса, где самая лучшая ситуация?
Наиболее устойчивым является производство хлеба. Невзирая на падение объемов, характерное для рынка в целом, хлебное направление Lauffer Group стабильно развивается. Наиболее уязвимым является майонезное производство. Фабрика по производству майонеза расположена в Донецке, а маслоэкстракционный завод группы — производитель основного сырья — в Славянске. На данный момент стоит острая проблема ввоза подсолнечного масла на территорию, неподконтрольную украинским властям. Майонезная фабрика из-за отсутствия сырья вынуждена простаивать.
Есть ли у группы планы по выходу из отдельных сегментов или, наоборот, по развитию новых направлений?
Lauffer Group развивает все ключевые направления бизнеса. В частности в сфере производства хлеба запускаются новые виды продукции, активно развивается консервное направление. Мы заинтересованы в расширении производства на Гайсинском консервном комбинате — ТМ "Умань", Salatmix, "Гайсин". Уже в ближайшее время планируем запустить в производство сразу несколько видов сладкой консервации: варенье, джемы и т.д. Мы стремимся сохранить свои позиции и продолжать развивать сегмент производства масла, макарон, муки. Если говорить о непрофильных проектах, то здесь возможны изменения. Кроме того, компания перенесла корпоративный центр в Киев.
Что происходит с экспортом? Есть ли у компании проблемы с экспортом зерна, муки, подсолнечного масла?
Основные направления экспорта Lauffer Group — подсолнечное масло и мука. Муку мы в основном экспортируем в Индонезию, Таиланд, Грузию, страны ЕС и Китай. Небольшая доля отгружается в страны Африки. Турция выбирает около 2/3 экспортируемой продукции. Все поставки осуществляются согласно контрактам, срывов не было.
Кроме того, Lauffer Group экспортирует подсолнечное масло — как рафинированное, так и нерафинированное. Основными импортерами украинского нерафинированного масла являются Индия, ЕС и Египет. Крупнейшими потребителями рафинированного подсолнечного масла, произведенного в Украине, являются Беларусь, Грузия и Узбекистан. На сегодняшний день трудности с экспортом возникают из-за политической ситуации в стране или внезапных решений чиновников, которые в той или иной степени ограничивают наши действия.
Помимо этого, одесский хлебозавод "Одесский каравай" поставляет сухарики (ТМ "Топтыга") в страны ближнего зарубежья (Молдова) и планирует расширять экспортные поставки.
Есть ли у компании сложности по привлечению кредитных ресурсов?
Привлечение кредитных ресурсов — всегда длительный и трудоемкий процесс. Учитывая, что продовольственный сектор — один из наиболее стабильных с точки зрения спроса, то проблему составляют не перспективы компании и готовность кредитовать Lauffer Group, а общеизвестные страновые риски, влияющие на стоимость кредитного ресурса и, соответственно, возможность для компании работать с "дорогими" деньгами. Мы ведем переговоры относительно кредитования, но пока не готовы сообщить о привлечении финансирования.
Насколько, по Вашему мнению, на данный момент внешним инвесторам интересен АПК Украины? Что нужно сделать дабы привлечь внешнего инвестора?
Перспективность украинского АПК очевидна и внешним инвесторам, украинский рынок им интересен. Вопрос лишь в рисках. Сегодня инвестиции в Украину высокорискованные, а законодательство неоднозначно, наполнено коллизиями и нередко нерыночными подходами. Инвестор всегда хочет прозрачных правил игры, независимо от рынка. Поэтому надо работать над реформированием законодательства и созданием действенных механизмов стимулирования легального производства.