- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Украинским городам нужно 10 новых трамваев в год — "Сименс Украина"
Во Львове начал работу новый региональный офис ДП "Сименс Украина", и компания сразу анонсировала свое желание в обозримом будущем наладить сотрудничество со львовским концерном "Электрон" для производства трамваев на основе ключевых компонентов Siemens. Также, по словам представителей "Сименс Украина", возможно и производство троллейбусов, электроавтобусов и внедрение системы электронного билета для городского пассажирского транспорта. Директор департамента интегрированных транспортных систем ДП "Сименс Украина" Дмитрий Черненький рассказал Delo.UA о том, какие перспективы у данного сотрудничества, какое будущее у рынка трамваев и почему новые трамваи выигрывают у так полюбившегося украинским городам б/у транспорта.
На какой стадии находится сотрудничество "Сименс Украина" с "Электроном"?
"Электрон" — это концерн, который самостоятельно развил производство трамваев в Украине. Мы как мировой производитель ведем с ним переговоры об использовании компонентов Siemens в производстве. В частности, мы планируем поставлять тягово-преобразовательную технику, системы управления, тележки.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaВпрочем, крупного рынка трамваев в Украине я пока не вижу, поэтому наше сотрудничество пока не идет дальше. На данный момент заказов для "Электрона" нет, потому мы и не поставляем предприятию оборудование. Когда появится рынок, тогда и начнется полноценное сотрудничество. Это вопрос времени.
Какие города Украины могут сформировать этот "полноценный рынок"? И какой объем выпуска трамваев можно считать оптимальным для этого?
Прежде всего, это Львов. Раньше здесь прошел тендер, который и выиграл "Электрон". Есть надежды на Киев, на все крупные города — Днепропетровск, Харьков, Одесса.
Для Siemens минимальный выпуск трамваев в год — 30 единиц. Если меньше, нашим заводам не выгодно этим заниматься. Производство у "Электрона" гораздо гибче, они могут иметь и меньший объем.
С другой стороны, если будут маленькие объемы заказов, то с определенного объема это не интересно нам в части сотрудничества с "Электроном". И чем меньше эта цифра, тем менее это интересно и самому производителю. Это машиностроение, и компоненты производятся партиями. Нет резона в производстве одиночного продукта: город заказал два трамвая, и мы поставим два трамвая — это не выгодно никому. В городах должны прийти к пониманию программ развития, а эти программы должны включать в себя планы по закупкам городского транспорта.
Как вы оцениваете потребности Украины в трамваях?
В Украине больше 2 тыс. трамваев, практически все они устарели. Самые новые трамваи курсируют по Львову, но их всего два. Если бы каждый город смог ежегодно покупать 10 трамваев, то постепенно, за 5-6 лет мог бы обновить себе подвижной состав — базовую часть, основные линии.
При максимальной загрузке "Электрона" за сколько лет можно обновить парк трамваев в Украине?
На "Электроне" уже создано производство, которое могло бы, с одной стороны, производить новый подвижной состав при ритмичных заказах. Производство можно постепенно расширять, одновременно на этом производстве можно заниматься комплексным сервисным обслуживанием этих трамваев. Плюс, если это в других городах, то сервисное обслуживание можно выносить в эти города, создавая сервисные центры. В целом "Электрон" может целиком покрыть трамвайный рынок в Украине. Но это не за 5-6 лет, учитывая, что на рынок могут прийти и другие производители. Но это, опять же, вопрос динамики заказов.
Какова стоимость новых трамваев?
Абсолютно разная. Стоимость одного состава колеблется от 1,2 млн до 1,5 млн евро. Если они делаются по последнему слову техники, то их стоимость соответственная.
В ряде украинских городов стало популярно приобретать б/у трамваи за рубежом. Как можно перебить эту тенденцию?
Сложно сказать. Во всем мире речь идет не о стоимости подвижного состава, а о егостоимости вместе со стоимостью всей егожизни. Любой новый подвижной состав получается дешевле, чем б/у. Вдобавок все закупают подвижной состав с комплексным сервисным обслуживанием на 5-10 лет. В этих условиях старые подвижные составы не выдерживает конкуренции.
Планируется ли сотрудничество с другими украинскими предприятиями?
Мы готовы к сотрудничеству со всеми самостоятельными производителями в Украине по всем направлениям. Вопрос, есть ли они здесь, видят ли они для себя рынок и бизнес. Как только будет сформировано виденье, будем сотрудничать.
А какой индикатор этого виденья?
Тендеры.
"Сименс Украина" рассматривает планы сотрудничества с "Укрзализныцей"?
Мы заинтересованы в сотрудничестве с "Укрзализныцей" и с Министерством транспорта, и готовы участвовать во всех проектах.
Кроме производства транспорта, ваша компания занимается еще и инфраструктурными проектами. Намерены ли вы участвовать в подобных проектах в Украине? Что с идеей ввода электронного билета во Львове? Неужели система заработает вначале во Львове, а потом в Киеве?
Электронный билет — это технология, позволяющая гибко строить тарифы, делать передвижение более привлекательным. Во Львове уже работаеткомиссия по подготовке к такому тендеру, и фактически они сейчас вырабатывают понимание, что нужно для инфраструктуры города. Это сложная вещь, потому как нужен инвестор, который построит такую систему, потом кто-то ее должен эксплуатировать дальше, чтобы и инвестор, и город получили свои деньги. У нас есть технологии, нам этот проект интересен с тем же концерном "Электрон". Подобный проект — при наличии всех составляющих — можно реализовать за год.
Какова роль "Сименс Украина" в этом проекте?
Поставка оборудования, технологии. Но нужно понимание: электронный билет тесно связан с подвижным составом. В конечном итоге речь будет идти о том, сколько продано билетов. И если пассажиры не будут покупать билет, то и электронный билет не поможет. Вот и в данном контексте выгодно сотрудничество с "Электроном" — предприятие может производить подвижной состав и само же обеспечивать еготехнологиями для электронного билета.