НБУ курс:

USD

41,34

--0,04

EUR

43,95

+0,01

Наличный курс:

USD

41,60

41,52

EUR

44,10

43,85

Для развертывания 3G-сети в Украине потребуется $600 млн — гендиректор "МТС Украина"

О перспективах внедрения мобильной связи "третьего поколения" в Украине Delo.UA рассказал генеральный директор "МТС Украина" Иван Золочевский
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Почему "МТС Украина", как и другие два оператора, подала три заявки на участие в 3G-тендере? Ведь число участников равно числу лицензий.

Конкурс проходит по трем лотам, и в случае проигрыша в одном, компании имеют дополнительный шанс получить частоты в другом. Кроме того, выставив на торги три лота и получив от каждого из участников денежный залог в 10% от стартовой стоимости лицензии, организаторы отсекли неплатежеспособных участников, что хорошо. Ведь если компания идет на конкурс, не имея возможности заплатить за конкурс даже 10% от стартовой стоимости лицензии, понятно, что и сети никакой эта компания строить не собирается, а просто хочет "застолбить" частотный ресурс, чтобы впоследствии его как-нибудь монетизировать.

Но лоты ведь не равнозначны?

По крайним диапазонам есть засветка со стороны "соседей". Поэтому для того, чтобы построить сеть в этих диапазонах, придется на каждый передатчик вешать полосовой фильтр, который, во-первых, уменьшает уровень сигнала, а во-вторых, блокирует засветки со стороны других диапазонов. Такие фильтры стоят больших денег. Поэтому стоимость строительства сети в крайних лотах обойдется потенциальному владельцу гораздо выше.

Во сколько оцениваете стоимость сети? Можно ли предположить, что основная борьба развернется за средний лот?

Возможно.

Вы уже общались с коллегами по рынку относительно участия в тендере? Есть какие-то договоренности?

Никаких договоренностей нет и быть не может. Обсуждений тоже. Рынок все отрегулирует.

Называли четвертого участника, который якобы подал заявку на участие в тендере. Он существует или это только слухи?

Предположений и домыслов было много. Но компании, которые подали заявки, уже названы. Их три.

Как вы оцениваете шансы "МТС Украина" победить в тендере?

Мы планируем участвовать, у нас есть свои пределы для торгов. Будут ли желающие купить лицензию за ту цену, за которую готовы купить мы, не знаю.

За какую цену готовы купить вы?

Ответ такой же, как на предыдущий вопрос — до конкурса никто из операторов не назовет вам цифру.

Во сколько вы оцениваете общие затраты на развертывание 3G-сети?

Победителю конкурса нужно будет оплатить 2,7 млрд грн за лицензию плюс затраты на конверсию, которые еще будут индексированы в связи с курсом. В общем получается около $200 млн. Я думаю, это скорее психологическая сумма, которую взяли за основу для проведения конкурса, нежели точный расчет. Кроме того, на строительство сети потребуется еще $400 млн минимум. Другими словами $600 млн — это минимальный объем инвестиций, которые должен будет выделить каждый оператор, получивший 3G-лицензию.

Как быстро "МТС Украина" готова начать строительство сети в случае получения лицензии?

Каждый из операторов заинтересован в скорейшем начале строительства. Другое дело, что старту строительства предшествует большой объем подготовительной работы: необходимо оценить коммерческие предложения на поставку оборудования от разных вендоров. Нужно выбрать поставщика в зависимости от географических и экономических особенностей территории, где запланировано развертывание сети. Отдельный вопрос — оформление разрешительной документации, необходимой для начала строительства, и т.д.
Важным и требующим незамедлительного решения еще до проведения конкурса, на мой взгляд, остается вопрос определения технических требований совмещения новых сетей и средств связи военных, использующих один и тот же радиочастотный спектр.

Операторам уже презентовали исследование Харьковского НИИ Радиоэлектронной техники. Которое по сути предлагает на пять лет — до перехода военных в альтернативные диапазоны — закрыть для строительства сетей 3G огромные многокилометровые зоны вокруг аэропортов и других объектов. Согласно исследованию, операторам нельзя будет, например, запускать сети в Виннице и Харькове. А многокилометровые "мертвые зоны" — например, в Днепропетровске — делают практически невозможным строительство новых сетей и там. Не знаю, какие цели преследовали авторы исследования, но знаю одно — выводы этого исследования делают невозможным выполнение лицензионных условий операторами. Согласно условиям конкурсов, каждый из нас должен покрыть связью 3G все областные центры в течение 18 месяцев после получения лицензии. Иначе это будет считаться нарушением лицензионных условий со всеми вытекающими последствиями.

Но как можно выйти из этой ситуации? Насколько исследование Харьковского института является руководством к действию?

Я думаю, к результатам исследования надо отнестись критически, и попросить коллег смягчить выводы. Ведь оператор "ТриМоб" работает на этих же самых частотах в том же диапазоне во всех областях Украины, — в той же самой Виннице и Харькове. И военным не мешает. Мне кажется, что в основу исследования могли быть положены очень старые измерения, привязанные к стандарту UMTS (384 Кбит/с по данным, ориентированный, в основном, на голос), который был в ходу в 2004-2005 гг., а не к тому, который работает сейчас. Тогда технологий HSPA, HSPA+ на рынке просто не было. Исследование проводилось в очень короткие сроки — в течение месяца с 15 декабря по 15 января, и я думаю, что люди просто не успели сделать качественную работу. В противном случае, для расчетов "мертвых зон", как принято в современном мире, они бы взяли конкретный посадочный радар аэропорта, который работает сектором и определенным градусом и имеет достаточно небольшую дальность, направленную вверх, на глиссаду самолета. А не предлагали бы ковровым образом закрыть огромные 100-километровые зоны.

Каким должен быть средний доход на одного абонента, чтобы оператор окупил затраты на лицензию, например, за пять лет?

Надежды окупить лицензию 3G в существующих условиях у нас нет.

Экономика очень простая: 3G окупается в тех странах, в которых средний счет абонента (ARPU) за услуги связи выше $15 в месяц. В Украине — эта цифра составляет $2,5, дешевле только в Зимбабве и Ботсване. Для того, чтобы окупить 3G, необходимо повысить стоимость услуг в 5-10 раз, но это вряд ли возможно в нынешних экономических условиях.

Мы воспринимаем плату за лицензию как поддержку государственного бюджета. Потому что бывают в истории моменты, когда, наверное, так и надо поступать. Может быть, когда ситуация изменится и страна начнет справляться с кризисом, а пенсии и средние зарплаты начнут расти так, что люди смогут тратить на связь порядка 250 гривень в месяц, может быть тогда у нас появится надежда на окупаемость инвестиций. Сейчас же мы ограничены теми доходами, которые люди получают. И очень надеемся, что конкурсы пройдут максимально прозрачно, чтобы операторы имели права на те ресурсы, которые покупают.

Какие есть возможности для уменьшения затрат на разворачивание 3G? Совместное строительство сетей, например?

В мире и в Украине достаточно таких примеров. Например, компания "Укртауэр" сейчас строит и эксплуатирует объекты для всех операторов в Украине. Мы покрываем расходы на базовые станции, а "Укртауэр" — на инфраструктуру, которую мы арендуем аналогично выбору: купить квартиру или снимать? Решение очень зависит от конкретной ситуации. Но в целом, это еще и хороший способ сделать затраты операторов предсказуемыми.

Когда услуги 3G станут доступными абонентам?

В Киеве сеть появится быстрее, чем в остальных городах. Думаю, 100%-ное покрытие будет обеспечено, за год-полтора. При разворачивании 3G сложность заключается в том, что текущая адресная база площадок запускалась под диапазон 900-1800. В случае, если ограничиться постановкой оборудования 3G на эти площадки, покрытие будет "дырявым". Для решения этой проблемы будет построено много новых объектов и площадок, в том числе indoor — внутри бизнес-центров, кинотеатров, общественных зданий, аэропортов, метро в том числе. Все эти новые объекты строятся по совершенно другой технологии. И это вопрос даже не денег, а времени. Поэтому сроки запуска сильно зависят от того, будут ли различные государственные органы содействовать операторам или тормозить процесс.

Кстати, как быть с Луганском и Донецком?

Эти регионы на паузе. Никто не будет строить в условиях боевых действий.

Это условие лицензия не учитывает? Не факт что Луганск, Донецк останутся…

Лицензия учитывает все регионы. Мы задавали вопросы относительно Крыма и Востока, потому что для нас это — 20-25 % трафика и дохода.

И что отвечают?

Мы находимся в переговорном процессе с регулятором.

Вы могли бы описать конкретный урон, который понесла компания от трех факторов: первый — Крым, второй — Донецк, третий — кампания по бойкотированию всего российского?

Как Крым, так и восточные территории — достаточно тяжелая потеря для нас… Но тут ничего не поделаешь. 2015 год — мы бизнес планируем без Крыма и без территории, которую контролируют террористы.

Это была экспроприация базовых станций или удалось договориться?

Ключевым моментом стало прекращение хождения гривни в Крыму. Это было начало конца. Мы — украинская компания, работаем по украинским законам, все внутренние платежи осуществляем в гривне. Прием платежей работал какое-то время, но оплачивать счета за электричество, аренду и прочее ни в какой другой валюте, кроме украинской, на украинской территории мы не могли. А если вы не платите за аренду, за электричество, оно потихоньку выключается. Если не выполняете требования перерегистрировать компанию по "крымскому" законодательству или платить налоги в рублях в крымскую казну, перспектив продолжать работу остается немного.

Потом пришли к нам люди из "К-телеком" с предложением взять наших абонентов на обслуживание на условиях роуминга. Организовали технический роуминг, поработали пару месяцев — август и сентябрь, пока не выяснились все коммерческие подробности, включая стоимость интерконнекта... Для нас и наших абонентов крымский трафик — внутриукраинский, что означает нулевые ставки за звонки внутри сети для абонентов. Однако нам каждый звонок в сети "К-Телеком" обходился в два доллара минута. В чем тут экономика? Она тут же умерла. В октябре мы выключили роуминг в сети "К-телеком".

А что с базовыми станциями?

Что-то распродали, что-то списали. Ни имущества, ни людей у нас там не осталось.

Как поступили с крымским персоналом?

Когда начались трудности с выплатой зарплат в июне, люди стали увольняться. Аналогичная ситуация сейчас в Донецке и Луганске. Мы предложили местным сотрудникам выбор: переехать в другие города, при этом компания обеспечила им трудоустройство, помогла с переездом, арендой жилья, выплатила компенсацию, либо остаться. Тем, кто принял решение остаться на оккупированной территории, пришлось уволиться.

Но связь там есть?

Из-за военных действий сильно пострадала телекоммуникационная инфраструктура, система энергоснабжения. Из-за нестабильной подачи электричества часто оборудование работает только на дизельных генераторах, пока хватает топлива. Где возможно, мы перенаправили восточный трафик "в обход", организовали коммутацию через соседние Днепропетровск, Запорожье и Харьков. Это позволило стабилизировать работу сети. Сейчас нам удается поддерживать в рабочем состоянии примерно 80% базовых станций.

Власти самопровозглашенных "республик" не предлагали вам принять участие в строительстве их собственного мобильного оператора?

Там вообще ничего не предлагают. Там вызывают и говорят, что надо сделать. Именно поэтому у нас на этих территориях нет сотрудников. Технически сеть обслуживается внешними подрядчиками, а управляется из Киева.

А вы в их глазах российская компания или украинская?

Судя по тому, как с нами пытаются говорить, мы для них, скорее, — "киевская хунта".

А заикнуться через Москву, что, собственно, что же вы делаете? Так не работает?

Так точно не работает. В любом случае, мы украинская компания, хоть среди наших собственников есть и российский акционер.

В Донецке и Луганске вы контролировали около 80% рынка мобильной связи?

Так же, как и в Крыму.

Насколько эта цифра сократилась? Или вы не подсчитывали?

Значительно сократилась.

Как оцениваете рыночные перспективы?

Все операторы сейчас в одной лодке. Когда рынок снижается в гривневой выручке год к году, а в долларах вообще тонет, его всеми усилиями надо спасать, а потом уже разбираться, у кого какая рыночная доля. В войне за долю можно легко потопить все судно.

Симметричное получение лицензии сразу тремя операторами — это реальный сценарий?

Это самый желанный сценарий, я бы так сказал. Это единственный сценарий, при котором рынок будет развиваться. Сценарий, когда лицензию получит кто-то один, или двое, а третий не получит, — моментально приведет к обвалу цен оператором, оставшимся без лицензии. Который таким образом будет пытаться сохранить свою абонентскую базу. На практике это означает, что на нулевых тарифах подорвутся инвестиции в сеть, а, значит, рухнет весь рынок.

В прошлом году появилась информация об иностранных инвесторах, которые якобы планируют заходить в Украину с 4G. Какая вероятность, что они освоятся на этом рынке?

Думаю, минимальная. Понимаете, решение зайти в такую страну, как Украина, под силу только крупным группам, которые оперируют сроками окупаемости инвестиций 7 — 10 лет. Масштаб компании должен быть такого размера, чтобы инвестиции в объеме 600 млн долларов не повлияли на бизнес в целом. Даже для нас это серьезные инвестиции, несмотря на то, что мы входим в 10 крупнейших телеком-групп мира.

Каким образом ситуация с российским акционером отразилась на украинской "дочке"? И как это может повлиять на выделение денег на конкурс?

Если вы имеете в виду Владимира Петровича Евтушенкова (акционер "Системы", "Система" — акционер телекоммуникационной группы "Мобильные ТелеСистемы", материнской компании "МТС Украина"), то события вокруг него не оказали влияния на наш бизнес.

То есть он не имеет решающего голоса?

- Он имеет очень высокий авторитет, но операционными вопросами компании занимается менеджмент.

В прошлом году в одном из интервью Вы говорили о том, что российский акционер принял решение продать украинскую "дочку".

Это не так. Мы говорили, что ищем соинвестора в проект 3G. Никто не говорил о продаже украинской "дочки".

В обмен на часть в капитале или нет?

Не могу это комментировать.

Нашли потенциальных инвесторов?

Без комментариев. Все узнаете в свое время.

Каким пакетом акций готовы "пожертвовать"?

Без комментариев.

Интересна ли вам лицензия "ТриМоб"?

С учетом всех текущих обстоятельств вокруг "ТриМоба" — нет.

Сколько просили за "ТриМоб"?

Я не могу делиться такой информацией

Ранее в СМИ была информация, что компания в связи с последними событиями планирует провести ребрендинг. Решение принято?

Не могу пока это комментировать.