- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- IT и Телеком
- Дата публикации
Дмитрий Шимкив: На первом этапе e-правительство — это запуск 20 услуг
О том, как и за что именно стоит браться в нашей стране для запуска электронного правительства, бизнес-порталу Delo.UA рассказал генеральный директор "Майкрософт Украина" Дмитрий Шимкив.
На каком этапе находится внедрение электронного правительства в Украине на теку щ ий момент?
Наша компания занимается вопросом электронного правительства в Украине уже больше пяти лет. Очень много разных инициатив было и есть у государства и у различных структур. К сожалению, это все больше в теории, чем в практической плоскости.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaКогда мы говорим об электронном правительстве, мы рассматриваем два вектора. Первый — это вопрос взаимодействия государства с согражданами, бизнесом либо с другими странами. То есть, с внешней средой. Это электронное взаимодействие — от административных услуг до информационного обеспечения.
Второй вектор — это внутренняя инфраструктура государства, то есть единая объединенная система, инфраструктурное прозрачное взаимодействие между разными органами власти. На сегодня большинство органов власти не объединены. Например, у нас отсутствует единая директория госслужащих, которая бы регулировала доступ к информационным ресурсам каждого конкретного чиновника. И поскольку этого всего нет — единого пространства, единой почтовой системы — то у нас многие государственные служащие пользуются mail.ru, gmail.com, hotmail.com. Для личного общения — пожалуйста, пускай будет, но не для работы.
Почему это так важно?
Я приведу пример. У меня есть hotmail, но есть и корпоративная почта. Всю переписку по работе я веду с корпоративной почты. Потому что эта почта аудируется, архивируется и имеет защиту корпоративного класса.
Возвращаясь к вопросу объединения ведомств, одним из первых шагов должно стать создание единой системы регистрации государственного служащего. Сегодня работник министерства финансов, если он приедет в министерство экономики и сядет за тамошний компьютер, не сможет зайти в систему. Потому что два эти ведомства "не знают" друг друга. Таким образом, к примеру, документ нужно будет передавать на флешке, которую привезет курьер, или через gmail. В то же время вся государственная инфраструктура должна быть объединена и находиться в одном периметре защиты. Все госучреждения могут иметь свою автономию, но должны быть объединены в одну информационную среду с едиными стандартами.
Как другие государства подходили к внедрению э-правительств?
Если посмотреть на большинство стран мира, то там создавался единый орган власти, который курировал этот вопрос. Или министерство, как в России, или позиция СІО — как в США. У нас же эта функция вроде и есть, но в то же время сказать определенно, какой из госорганов Украины отвечает за внедрение электронного правительства, сложно. Из-за такой несогласованности, когда каждое министерство строит свой собственный дата-центр, расходуются крупные средства на "железо", причем без особого эффекта.
Если же посмотреть на опыт США или Европы, то там есть четкое видение, куда двигаться. Например, Европейская комиссия опубликовала директиву с описанием 20 сервисов, которые должны предоставляться в первую очередь.
И какие это сервисы?
Они очень просты и понятны каждому человеку. Например, выдача свидетельства о рождении или регистрация компании, получение разрешения на автомобиль или регистрация жилья. Согласно директивы ЕС, к 2015 году 50% всех административных услуг должны предоставляться в электронном виде.
Вместо того чтобы выдумывать украинский велосипед, можно просто взять за основу наработки Европы, США или какой-нибудь другой передовой в этом плане страны, например, Сингапура или Японии.
Я убежден, что должен существовать единый центр принятия решений. Возьмем тот же Сингапур, который проходил аналогичную нашей ситуацию в 1999 году. Там было создано министерство по телекоммуникациям, правда, из-за небольшого размера государства добавили туда же еще и науку с культурой. Внутри министерства была собрана команда проджект-менеджеров. Заказчиком же всех проектов выступало министерство финансов. То есть, все другие министерства подавали проекты, которые им нужно было реализовать. Дальше сингапурский минфин ставил задачи профильному ведомству, в котором проджект-менеджеры привлекали частные компании. Например, правительственный дата-центр в Сингапуре — частный. То есть государство само ничего не строило, но оно прописывало стандарты, проводило тендеры и заключало — публично, прозрачно — договора. Вот и все.
Более того, Сингапур даже продает свою модель в мире, например, Всемирному банку. Вот почему интересен опыт этой азиатской страны — там более 1,5 тысячи электронных сервисов, из них 600 доступны с мобильных телефонов.
В нашей стране достаточно высококвалифицированных ИТ-кадров в коммерческой среде. Поэтому государство должно создавать принципы, модели, координировать проекты, а вот для выполнения поставленных задач должны привлекаться украинские компании. Это создаст внутренний рынок и не будут расходоваться государственные средства. Естественно, при условии, что работа будет вестись прозрачно и общественность будет контролировать процесс.
Помимо Сингапура ведь есть еще успешный опыт наших более близких соседей, например, Грузии.
Недавно знакомая россиянка регистрировала компанию в Грузии — это у нее с российскими документами заняло полдня. Ее попросили заполнить электронную форму, и она получила компанию. Грузинский проект построен по модели государственного портала, который сделали чехи. Microsoft занимался этим проектом. Есть конкретная модель — государственный портал, который предоставляет единый для всех вход: для любых органов, для потребителей, простых граждан и бизнесменов. А дальше уже каждое ведомство выстраивает свой сервис и взаимодействие между всеми министерствами.
Например, когда вы регистрируете ребенка, вы ведь не хотите бегать и собирать все справки. Вы заполнили информацию, предоставили данные о себе. Все министерства этими данными владеют и дальше уже они должны между собой обменяться информацией и спустя какое-то небольшое время выдать вам всю необходимую информацию.
Почему в Украине пока все не так просто и удобно с электронным документооборотом?
Когда документ приходит от одного сотрудника к другому, получатель ведь должен с ним что-то сделать. Если в течение определенного времени никаких действий он не предпринял, то документ автоматически должен попасть к руководителю. Который, в свою очередь, видит, сколько обработано документов соответствующим работником. На основании подобных данных можно судить об эффективности работы.
В Украине много компаний так работают, пользуются электронным документооборотом, удаленным доступом именно по этой причине. Но в государственных органах пока не так, к сожалению.
Пока ведь в основном происходит так, что госчиновники охотно зарятся на проекты помасштабней и на бюджеты покрупнее.
Когда я слышу "мы построим что-то большое и государственное", мне грустно, потому что это неправильно. Я не верю в эффективное использование государством большой инфраструктуры. Государство — плохой менеджер. Оно обязано наблюдать, контролировать и координировать, но — не выполнять.
В большинстве случаев госпредприятие не имеет показателей эффективности, прибыльности и оптимизации процессов. Поэтому я не верю, что, например, государственная компания будет эффективным менеджером центра обработки данных (ЦОД или дата-центр).
И как, по вашему мнению, должно поступить украинское правительство при создании электронного правительства?
Надо начинать с базовых вещей. Мы в свою очередь готовы делиться опытом и примерами, которые уже успешно работают в мире.
Например, электронные закупки. В Чили 40% госсзакупок проводятся через средний и малый бизнес. Интересно то, что дата-центр, который обслуживает электронную площадку — коммерческий, а государство просто создало стандарты. Участие в тендерах бесплатное, то есть любая организация может подаваться на любой государственный тендер.
Так вот на чем зарабатывает чилийский провайдер? На ведении этой системы. Он зарабатывает на том, что предоставляет дополнительные сервисы компаниям, которые хотят принять участие в тендерах на указанной площадке. Например, поддерживает данные о компаниях в системе, чтобы не подавать их каждый раз заново; создает и ведет историю зарегистрированных компаний. За это получает небольшие отчисления, которых достаточно для поддержки всей системы. Государство же ничего не тратит, у него есть площадка и тендеры на ней проходят прозрачно.
Другой пример — Мексика. Там, как и у нас, была проблема возмещения НДС. По инициативе мексиканского президента и министра финансов Microsoft помогал создавать облачный сервис, который регистрирует любой предоставленный счет. Например, вы мелкий предприниматель, выписываете счет. Затем получаете электронный ID, который печатается на вашем счете. Этот документ с указанием суммы вы регистрируете в системе. Соответственно, проект помогает упорядочить обращение денег в государстве. Внедрение этого проекта заняло 4,5 месяца, и в результате государство сэкономило миллионы.
В других странах тоже есть успешные наработки. Электронная карточка в Бельгии, персональное окно во Франции. То есть, данные каждого гражданина — копия паспорта, все-все документы — все хранится там. Большинство этих проектов построено не нами, это решения партнеров. Мы придерживаемся позиции технологической нейтральности, чтобы не было преференций ни одному из вендоров. В Чили Microsoft помогал концептуально, в Мексике использовался наш продукт Azure. Наша цель — делится опытом, видением, куда можно двигаться.
С чего, по вашему мнению, нужно начинать Украине строить э-правительство?
Я считаю, что должно быть создано министерство или ведомство — структура, которая бы объединила все вопросы и функции, связанные с созданием и функционированием электронного правительства. Дальше — определиться с перечнем 20 сервисов для граждан и бизнеса, которые нужно внедрить прежде всего.
Далее создается "дорожная карта", в которой четко обозначается, что, когда и как реализуется. Затем — контроль выполнения. В Украине уже есть удачный пример — Винница. В городе работает единый офис по приему и выдаче документов, успешно применяется электронный документооборот.
Сейчас есть много мнений по поводу того, что надо нам строить свой государственный дата-центр. Но зачем? Есть дата-центры множества вендоров. Пусть государство лучше выпишет стандарты и все параметры взаимодействия.
Но ведь важную информацию государство должно физически хранить на своей территории?
Без возражений. Приведу пример. Мексиканский ресурс. Данные о юридических структурах, выполняющих транзакции, находятся в Мексике, а в "облаке" проводятся операции по обработке больших объемов данных. "Облако" эластично, оно может "растягиваться" и "ужиматься" в зависимости от нагрузки.
Когда наша компания создавала систему регистрации студентов высших учебных заведений, то первое, куда "заходили" студенты, был Azure — "облако" Microsoft. Но при этом данные об их дипломах и других документах находились на сервере в Минобразования. Если бы на этот сервер в один промежуток времени зашло 35 тыс. человек, тот бы попросту "умер". Но поскольку вход осуществлялся через "облако", то оно "растянулось", приняло все запросы и обработало их.
Но ведь есть и секретная информация, которая должна защищаться особенно тщательно?
Это так. Самые мощные военные киберорганизации есть в России, США, Израиле, Иране, Ираке, Китае.
Там много продуктов Microsoft?
Да.
У вашей компании ведь закрытое программное обеспечение — как в таком случае Microsoft убедил эти государства пользоваться своим ПО?
Мы открыли исходный код в рамках программы сотрудничества с госорганами. ФСБ России, Израиль — имеют доступ к нему. Такое же соглашение у нас было подписано и Украиной. При этом у нас все продукты сертифицированы соответствующими госорганами.
Когда задают подобные вопросы, я даю откровенный ответ — спецслужбы имеют доступ к нашему исходному коду, чтобы убедиться, что внутри никакой угрозы нет. Ведь нашими продуктами пользуются враждующие между собой страны — экономически, политически, в военной сфере — и они продолжают их использовать. Потому что мы как компания в данном вопросе аполитичны.
Если говорить о персоналиях, с которыми можно говорить об электронном правительстве, то кто это может быть на данном этапе?
Есть системное отличие нынешнего правительства и от прошлых, и будущих составов. О каком электронном правительстве может быть речь, когда в кабинете чиновника, занимающимся этим вопросом, были телевизор, шредер, калькулятор и мобильный телефон — причем не смартфон. Это было всего несколько лет назад. Теперь же чиновники представлены в социальных сетях, пользуются компьютерами и смартфонами, они понимают, что такое электронный документооборот, знают, что такое business intelligence. Это очень важно.
Первое преимущество: приходит поколение, которое всем этим пользуется, и оно хочет, чтобы был полноценный инструментарий. Если говорить о персоналиях, это Владимир Гройсман, вице-премьер по региональной политике, который построил инфраструктуру электронных сервисов для граждан в Виннице. Там все работает, не нужно далеко ходить за примером.
Второй человек в правительстве, который понимает, что такое электронизация — это Павел Шеремета. Он видит возможности, у него есть понимание. И это дает стимул украинской ИТ-индустрии. Я считаю, что аутсорсинг — это классно, но надо создавать украинские программные продукты. Надо выращивать украинских разработчиков, которые работают на внутренний украинский рынок.
Что можно и необходимо сделать в ближайшем будущем для внедрения электронного правительства в Украине?
Мое видение — должно быть отдельное ведомство. Понимаю тех, кто говорит, что не нужно создавать еще один государственный орган. Но ведь Украина большая страна. Сейчас у нас функции информатизации распорошены между несколькими госорганами. Надо определить кого-то одного, наделить соответствующими полномочиями. Но прежде всего там должно быть руководство, которое разбирается в технологиях, причем не только в теории.
Не нужно что-то выдумывать. Берем документы, написанные Сингапуром в 1999 году. Там есть преамбула, далее следует конкретный план действий. Берем Испанию — несмотря на ее экономическое состояние, там действительно классная программа. Но должен быть единый координационный центр, который бы руководил всей деятельностью, связанной с внедрением электронного правительства. Многие страны готовы поделиться с Украиной своим опытом, предоставить свои документы.
Когда говорят, что нет бюджетов, я спрашиваю: "У вас есть план? У вас есть готовый проект? Сервис Х, который будет построен таким вот образом, с определенным функционалом…" А без этого нет смысла говорить о бюджетах.
В чем может выражаться роль вашей компании?
Мы видим роль Microsoft в предоставлении экспертной поддержки, мы готовы поделиться опытом, привлечь людей, которые уже все это сделали. Но все равно должна быть точка принятия решений на государственном уровне.
У нас есть подходы, понимание, разработчики. Осталось только найти в государстве того, кто возглавит этот процесс, чтобы избежать хаоса.