НБУ курс:

USD

41,44

+0,12

EUR

43,47

+0,48

Наличный курс:

USD

41,76

41,70

EUR

44,10

43,93

Прохрустели дно: украинцы вновь наращивают потребление снеков

Ольга Семченко, директор по маркетингу S.Group, рассказала Delo.UA, что происходит на рынке снеков в 2016 году и почему у производителей появился повод для радости
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Два предыдущих года были крайне сложными для большинства производителей продуктов питания, особенно тех, кто занимается товарами не первой необходимости. Потребители массово отказывались от привычных объемов и продукции известных брендов в пользу более дешевых и самых необходимых товаров — круп, недорогого мяса и молока. Но тренды последних нескольких месяцев свидетельствуют: люди привыкли к новым ценам и валютным колебаниям и восстанавливают прежнюю потребительскую корзину.

В 2015 году на рынке снековой продукции (арахис, сухарики, чипсы, семечки, сушеная рыба, фисташки, экструзия и т. д.) не наблюдалось особых изменений.

Из-за девальвации гривни в 2-3 раза подорожали категории продуктов, которые на 80% зависят от импорта (орех, рыба). Ужесточение некоторых таможенных процедур по отношению к ореховой группе (фисташки) тоже не способствовало уменьшению цен.

Соответственно, потребитель, и без того запуганный валютными качелями и падением доходов, уверенно отказался от "лишней" покупки и перераспределил расходы в пользу гречки, риса и макарон. Объемы импорта пошли на спад за неимением спроса. А как следствие — упало и производство снеков.

Что касается снеков, себестоимость которых формируется внутри страны, то девальвация задела их косвенно. Выросли цены на топливо, на сырье, упаковку, на зарплату. Сухари, гренки и семечки подорожали в 1,5-2 раза (2015 к 2014). В целом весь рынок снеков в 2015 году по сравнению с 2014 упал на 14%.

Однако тенденции продаж зимы 2015 — начала весны 2016 показывают, что украинцы постепенно возвращаются к прежнему потреблению. Конечно, глобально мы все еще ожидаем дальнейшего проседания рынка — до 10%. Однако тянуть показатели вниз будут практически только импортозависимые группы. Остальные категории либо останутся на прежнем уровне продаж (в штуках/ кг), либо даже вырастут.

Причин для оптимистичных прогнозов несколько. Во-первых, адаптация рынка к пожеланиям потребителя и его ужавшемуся финансовому ресурсу. Увеличилась доля товаров, которые производятся под private label торговых сетей. С другой стороны, доля более дорогой продукции падает. Если в 2013 году премиальные марки в портфеле крупного производителя занимали 14%, то уже итогам 2015 — 5%, и пока доля будет оставаться стабильно невысокой.

Тренд задают супермаркеты. Через крупные торговые сети продается порядка 30-35% снековой продукции, однако, чтобы сохранить за собой этот сегмент, производителям придется приспосабливаться к новым требованиям. Поскольку сети стремятся сохранить за собой статус места "самой дешевой оптовой покупки", то постепенно вытесняют производителей, которые занимают 3-е и далее места на рынке, в пользу private label. Причем речь идет не только о снеках. Это положительно скажется на цене (минимизация затрат на маркетинг, улучшение продаж под "зонтичным" брендом супермаркета, снижение маржи производителя) и позволит восстановить прежние объемы реализации.

Второй фактор, дающий повод для оптимизма относительно дальнейшего роста рынка — как ни странно, демография и социальная структура потребителей.

Например, одним из драйверов роста рынка снеков являются сухарики, для которых ключевой целевой аудиторией являются школьники-подростки. Охват этой ниши сегодня, по нашим, оценкам, не более 20-30%. Соответственно, потенциал для роста огромен. В том числе, и за счет увеличения количества самих подростков. Более глубокая работа с этим сегментом может принести плоды даже на фоне нейтрального поведения остального рынка.

Еще один "традиционный" украинский снек — семечки — сегодня тоже получают новую для себя целевую аудиторию с большим потенциалом роста. Это сегмент офисных сотрудников, "белых воротничков". Активное вхождение новых игроков в этот сегмент также может дать хороший толчок для роста.

К сожалению, нет особых поводов для радости в отношении арахиса, фисташки и рыбы. По нашим оценкам, в 2016 году рынок просядет еще на 20-25%. Не в последнюю очередь, "благодаря" более жесткому регулированию алкогольного рынка, по которому пиво отнесено к категории крепких напитков, а также инициативам многих местных органов власти по запрету на продажу алкоголя после 22.00.

Справка. S.Group — крупный производитель снековой продукции. В состав корпорации S.Group входят компании "Чистая планета", "Продэкспорт-2009", "СнэкЭкспорт", "ЮМаК". Производственные площадки компаний, входящих в группу S.Group, расположены в Днепропетровской и Черниговской областях. Им принадлежат торговые марки: Snekkin, "Козацька слава", "Мий рыбалка", Semki, "Мачо", KartoFan, Red, Fantasy, Fantee. Компания принадлежит депутату от Радикальной партии Сергею Рыбалке.