НБУ курс:

USD

41,44

+0,12

EUR

43,47

+0,48

Наличный курс:

USD

41,76

41,70

EUR

44,10

43,93

Эффективная борьба с нелегальным табачным рынком принесет в госбюджет около 1,5 млрд грн — Терехин

Сергей Терехин, народный депутат Украины, экс-министр экономики, рассказал Delo.UA о законодательных инициативах по борьбе с контрабандой и контрафактом сигарет, а также подсчитал, сколько денег это принесет в бюджет
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Сергей Анатольевич, эксперты и участники рынка отмечают рост контрабанды и контрафакта сигарет в Украине за последние несколько лет. В чем, по Вашему мнению, причина этого тренда?

Верно. Производители сигарет отмечают рост продаж нелегальной табачной продукции в Украине. Если в прошлом году было около 9%, то к концу года этот показатель может достичь 12% рынка. Это тревожный тренд. Можно выделить две ключевые причины. Во-первых, отсутствие действенного контроля на таможнях. Во-вторых, более высокий уровень налогов на табачную продукцию внутри Украины по сравнению с нашими соседями по СНГ. Контрабанда теряет свой смысл, если уровень налогов в стране, в которую ввозится нелегальная продукция ниже, чем в стране, из которой она поступает. Контрабанда сигарет в Украину поступает из Беларуси, России и Молдовы, а также из Приднестровья.

Какие шаги было бы логично предпринять в сложившейся ситуации?

Есть два способа борьбы с контрабандой. Во-первых, можно убить интерес к ней за счет снижения налогов на табачные изделия. Этот вариант для Украины не подходит. Общество такое решение не поддержит, ведь дешевые табачные изделия могут способствовать росту курения среди населения.

В принципе, я за поднятие акцизов, но после наведения порядка в администировании.

Второй способ — навести порядок в деятельности правоохранительных органов и таможни. Но это больше политический вопрос, чем экономический.

Как Вы видите "наведение" этого порядка?

Подловили. Мы можем написать прекрасные законы и придумать блестящие правила администрирования, но если ответственные государственные чины не будут выполнять законы, то ничего не изменится.

Что способствует росту контрабанды и контрафакта табачных изделий в Украине? Во-первых, ненадлежащий контроль на таможне. Необходимо ограничить ввоз оборудования для производства сигарет, табака и сопутствующих товаров (бумага, фильтры). Оборудование и сырье для табачной отрасли должны иметь право ввозить лишь легальные производители. Нередки случаи, когда в Украину легально ввозится оборудование, которое в дальнейшем используется для производства контрафактных сигарет.

Во-вторых, в Украине отсутствует должный контроль над акцизными складами.

И, в-третьих, нет должного контроля над торговлей табачными изделиями.

Вы являетесь одним из соавторов трех законопроектов, которые вносят поправки в Налоговый, Административный, Уголовный кодексы и закон "О госрегулировании производства и оборота спирта, алкогольных напитков и табачных изделий" касательно производства и реализации подакцизной продукции. Почему Вы считаете необходимо принимать именно эти законопроекты? Существуют и альтернативные версии, в том числе и Кабмина.

Около 80% наших инициатив направлено на усиление контроля за производством и торговлей подакцизной продукции. При работе над законопроектами мы использовали европейский опыт. Получился некий микс британской системы администрирования табачных акцизов с французскими правилами продаж табачной продукции. Мы обязаны использовать европейский опыт, ведь если в ноябре Украина подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС, у нас будет лишь два года, чтобы адаптировать наше внутреннее законодательство к общеевропейским правилам.

Продавать табачные изделия смогут лишь магазины, в которых отдельный зал будет предназначен для торговли сигаретами. Вход в такой зал будет контролироваться камерами. Это даст возможность идентифицировать возраст покупателя сигарет. Схожая модель работает во Франции.

Кроме того, нужно ужесточить ответственность за продажу сигарет детям, а также за реализацию нелегальной табачной продукции.

Мы предлагаем выдавать лицензии на продажу сигарет отдельно на каждую точку продажи. Лицензия не будет фискальной (то есть не будет стоить больших денег). Если правила торговли нарушены один раз, собственник точки должен будет заплатить большой штраф. Второй раз — лицензия этой точки аннулируется сроком на пять лет. Даже если эта точка сменит владельца, лицензию она сможет получить лишь по пришествию "штрафного" срока.

В чем отличие вашего подхода от того, что прописано в правительственном законопроекте?

Во второй неделе октября парламентский комитет будет рассматривать существующие законопроекты по изменению акцизов на следующий год. Правительственный законопроект — фискальный, он направлен на рост акцизных сборов. Он только усугубляет проблему — если просто повысить акцизы, то автоматически повышаются доходы тех, кто занимается контрабандой и контрафактом сигарет. Это может привести к уменьшению легального рынка и росту нелегального.

Нужно заняться улучшением администрирования акциза. Я за поднятие акциза, но при параллельном усилении борьбы с контрабандой и контрафактом табачной продукции.

Вы подсчитывали экономические выгоды от принятия вашего варианта законопроекта?

Да. Это порядка 2,4 млрд грн. Это в два раза больше, чем может принести правительственный законопроект. Причем сам рост акцизных ставок нашего законопроекта не сильно отличается от правительственного по большей части категорий. Меры, прописанные в нашем законопроекте, дают возможность за год снизить объем нелегального рынка табака на 20%. Бизнес понимает, что необходимо принимать жесткие меры для борьбы с нелегальной продукцией. Наш законопроект — это некий баланс между интересами общества и интересами табачной индустрии.

2,4 млрд грн — это дополнительные поступление в бюджет от всей подакцизной продукции? Вы оценивали сумму, которая касается табачной отрасли?

Это порядка 60-70%. Традиционно на табачные акцизы приходится наибольшая часть поступлений от этого налога.

Как относить к идеи повышения акцизов с целью финансирования достройки больницы "Охматдет"?

Первый вопрос, который у меня возникает, почему именно киевский "Охматдет"? В Украине есть огромное количество медицинских учреждений, который ощущают дефицит финансирования. Я поддерживают другой подход — создание специального фонда, из которого будут финансироваться мероприятия, направленные на финансирование не столько последствий курения либо употребления алкоголя, а их причины. Имеется в виду спортивные мероприятия, пропаганда здорового образа жизни и т.д. Финансирование этого специального фонда будет напрямую завесить от объема собранных налогов. Средства фонда не смогут направляться на финансирование других статей бюджета, лишь на профилактику вредных привычек и пропаганду здорового образа жизни.