НБУ курс:

USD

41,29

-0,00

EUR

43,47

-0,00

Наличный курс:

USD

41,65

41,60

EUR

43,77

43,52

Экокультура в бизнесе: с чего начать и как развивать

Я сконцентрируюсь на экокультуре как части корпоративной культуры и поделюсь своим опытом, как развивать это направление в бизнесе и какие три простых шага стоит использовать при разработке экопроектов
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Впервые понятие корпоративной культуры появилось в XIX веке в военном деле. Она состояла из элементов, обеспечивающих армии тактические и стратегические преимущества перед противником.

С тех пор ее суть не изменилась.

В бизнесе корпоративная культура — это конкурентное преимущество в привлечении и удержании талантов. Она усиливает HR-бренд, повышает вовлеченность и лояльность сотрудников.

Я же сконцентрируюсь на экокультуре как части корпоративной культуры и поделюсь своим опытом, как развивать это направление в бизнесе.

Озеленение и уборка парков, сбор батареек, сортировка мусора, канцтовары из переработанного сырья, отказ от одноразовой посуды, популяризация экотранспорта, экономное потребление электричества и воды, переход на альтернативные источники энергии — такие активности присутствуют в офисной жизни украинских компаний.

Все это формирует культуру экологичного способа жизни, мы стремимся быть вместе с цивилизованной Европой и на этом пути. Как следствие, бизнес, поддерживающий экологическую культуру, будет более привлекателен для сознательных сотрудников и сторонников ЗОЖ. А их с каждым годом становится больше. Общие экоценности работодателя и команды только усилят корпоративную культуру бизнеса.  

Опорные концепции для построения экокультуры

Самые известные  концепции дружественного отношения к экологии это "зеленый офис", 3R — Reduce, Reuse, Recycle и философия Z-waste.

Идея концепции "зеленый офис" состоит в рациональном использовании офисных ресурсов.

Она была предложена международной организацией Greenpeace еще в 80-х годах. На сегодняшний день она предлагает практические рекомендации по снижению расходов на содержание офиса и уменьшение негативного влияния на окружающую среду.

Концепция 3 R ( Reduce , Reuse , Recycle ) и философия Zero Waste  фокусируются на изменении жизненного цикла любого ресурса. Его экономии, повторного использования, утилизации отходов и повторной переработки.

В целом на таких профильных ресурсах, как Ассоциация "Энергоэффективные города Украины", Greenpeace, Фонд Дикой природы WWF, можно найти много полезной информации, описание уже готовых кейсов, которые могут лечь в основу стратегии экокультуры компаний.

Но перед тем как приступать к разработке и реализации эко проектов, рекомендую сделать 3 небольших последовательных упражнения.

  • Оцените офисные возможности реализации экоинициатив

Внедрять концепцию "зеленый офис" достаточно сложно, если бизнес арендует офис в зданиях с определенными ограничениями. А это — большинство офисных помещений. Потому при рассмотрении инициативы по организации сбора и вывоза мусора для вторичной переработки необходимо учесть следующие нюансы: наличие места для промежуточного хранения и гарантирование повышенных условий пожарной безопасности. Обязательно найдите операторов мусора в вашем регионе, которые имеют сортировочные станции, иначе инициатива не будет реализована в полной мере. 

  • Определите экоценности сотрудников и объединяйте их в сообщества

Самое главное помнить, что экопроекты запускаются ради большой цели и людей, а не ради самих проектов. Без вовлеченности сотрудников любая инициатива умрет, так и не увидев свет. А если ценность инициативы найдет отклик в сердце команды, то успех гарантирован.

Тестируйте ваши идеи, сверяйте с коллегами, а лучше всего берите в работу их идеи. Объединяйте сотрудников в сообщество для совместной реализации проектов.

Так, например, в EPAM Украина действует сообщество Green EPAM. Кроме активной разработки и участия в экоинициативах, ребята помогают друг другу понять потенциал своих возможностей. А их волонтерская работа — созидательный пример для всех остальных. Бизнес, объединив усилия с внутренними сообществами, может решить устоявшуюся в нашем обществе проблему пассивности и отсутствия достаточной веры в свои силы. Нужна всего лишь поддержка.

  • Оцифровывайте планируемые результаты и коммуницируйте их

На примере кейса нашей компании Use your own cup  расскажу, как мы оцифровывали планируемые результаты активности по отказу от одноразовой посуды.

Оценив офисные возможности по сортировке мусора, стало понятно, что эта инициатива не сможет быть реализована во всех локациях. Поэтому мы взяли в проработку проект по отказу от пластиковых стаканчиков, предварительно протестировав идею на сообществе Green EPAM.

В среднем ежемесячные закупки пластиковых и бумажных стаканчиков составляли 253 тыс. штук для офисов в пяти городах. Каждый специалист, который сотрудничает с EPAM Ukraine, получает брендированную чашку в первый рабочий день. Дополнительно есть возможность выбрать чашку в виде подарка от компании на день рождения. Таким образом, компания обеспечивает команду чашками, осталось только привлечь дополнительное внимание к их использованию.

При этом мы понимаем, что на 100% отказаться от одноразовых стаканчиков мы не можем. Наши офисы посещает много клиентов, гостей, наши специалисты перемещаются из офиса в офис и не всегда носят с собой свои чашки. Поэтому определенное количество одноразовых стаканчиков у нас будет. Задача проекта — снизить их использование через развитие культуры пользования собственной посудой.

В чистом виде мы использовали коммуникации, направленные на изменение поведения и укрепление позитивного убеждения: "использовать свою чашку — это правильно".

Были подготовлены проморолики с участием лидеров мнений, плакаты, анонсирован фото-флешмоб и проведен конкурс. Во всей коммуникации мы озвучивали нашу оцифрованную цель — снизить потребление пластиковых стаканчиков на 30%. По прошествии 2,5 месяцев достигли результата в 20% и информируем об этом коллег. Они видят позитивную динамику, знают, что цель еще не достигнута  -  нам есть еще к чему стремиться.

Эти три простых шага: оценка возможностей, определение ценностей и оцифровка планируемого результата я использую при разработке всех своих проектов.

Если хотя бы один из них не удается сделать, значит, проект стоит отложить. Его время еще не пришло.