- Категория
- IT и Телеком
- Дата публикации
Экология и экономия: как работает мобильное приложение для зарядных станций OnCharge
Юрий Дмитришен, CEO киевской компании ChargeX рассказал delo.ua о том, зачем нужны мобильные приложения для зарядных станций, как ими пользоваться и как на них зарабатывать
Юрий, с чего начинался OnCharge? Как появилась идея?
Мы начинали в 2016 году. Я работал в IT-сфере и стал думать, как можно сделать использование электрокаров в Украине максимально комфортным c помощью технологий. На тот момент в Украине не было зарядных станций, работающих через протокол OCPP (Open Charge Point Protocol — европейский протокол, который используется для организации связи между зарядными станциями электротранспорта и центральной системой управления — ред). Я стал общаться с разными европейскими операторами зарядных станций и задавал им один вопрос — "когда вы выйдете на украинский рынок?" Все они прогнозировали выход на рынок к 2018-2019 годам. Понимая, что у нас есть шанс наполнить украинский рынок отечественным хардом и софтом для зарядных станций, я стал собирать команду и мы начали работать над мобильным приложением для операторов и владельцев электрокаров.
Кто разрабатывал первые версии? Сколько времени ушло на разработку?
Совместно с двумя партнерами — Василием Сташуком и Владимиром Кравченком мы учредили компанию Charge Group LLC и собрали команду профессионалов с экспертизой в IT.
Год ушел на написание софта приложения. Все это финансировали из собственных сбережений — заработка с ранее реализованных проектов. 1 апреля 2017 года мы получили первые результаты — запустили рабочую версию OnCharge и стали подключать существующие станции.
Какой функционал был изначально заложен в приложении? Как он менялся со временем? Какие потребности владельцев электрокаров были при этом учтены?
OnCharge — это облачный сервис, который был разработан как связующее звено между потребителем и оператором. С помощью приложения владелец электрокара может найти ближайшие свободные зарядные станции, построить оптимальный маршрут к ним, получить информацию по тарифам и программам лояльности. В приложении можно посмотреть историю транзакций и статистику по заправкам.
В разработке приложения мы отталкивались от идеи, что именно оператор зарядной станции определяет схему, по которой он хочет монетизировать ее использование. Мы разработали 21 вариант биллинга. Собственник зарядной станции, который пользуется OnCharge, с помощью конфигуратора может самостоятельно выбрать, как он хочет зарабатывать, или предоставлять бесплатный доступ к станции, получая статистику. Для собственников зарядных станций мы ввели возможность брендирования своих сетей — в приложении есть их логотипы, и это позволяет им проводить свои акции, устанавливать спецтарифы и системы лояльности.
Мы предоставили сети АЗС КLО наше программное обеспечение для бесплатного тестового использования. Благодаря этому периоду собрали большой массив откликов от пользователей. Ориентируясь на этот фидбек, мы улучшаем софт, и наш roadmap в этом направлении расписан на полтора-два года вперед.
Например, мы уже убрали логин и пароль при входе в приложение, оставив только привязку к номеру телефона. Также сделали доступ к зарядке по QR-коду и стали производить расчет ежесекундно, а не в конце транзакции. Пользователь всегда в режиме реального времени видит, сколько с его счета списывается средств, и какое количество электроэнергии он потребляет. Это было сложно с точки зрения разработки, но особенно важно для потребителя.
Почему вы выбрали именно такую бизнес-модель? Не проще ли было стать оператором?
Для того, чтобы стать большим оператором, нужно много средств, их у нас не было. А чтобы стать хорошим поставщиком программного обеспечения, нужна профессиональная команда, и она у нас была. Поэтому мы сразу определили, что будем работать в сфере софта.
Получали ли вы лицензию на финансовые услуги?
Мы софтверная компания, и занимаемся предоставлением контента. Как только лицензия на финуслуги появится, например, у игры WorldOfTanks, тогда сразу же появится и у нас.
Как приложение монетизируется?
Подключение для операторов бесплатное. Что касается монетизации, здесь нужно понимать, что для оператора "ноль" не всегда означает "ноль". Иногда бесплатные зарядные станции монетизируются неочевидным способом — на кассе в виде хот-дога, например. Не всегда монетизация "сидит" в киловатте.
Схему монетизации мы оговариваем с каждым оператором отдельно. К примеру, некий закрытый клубный дом устанавливает у себя зарядную станцию и хочет, чтобы она не отображалась на публичной карте, а была доступна только для жителей этого дома. В таком случае мы зарабатываем на абонплате и предоставлении аналитики. Если же монетизация идет через эквайринг (технологическое обслуживание расчетов, совершенных с помощью электронных платежных систем — ред.), то мы получаем процент от транзакции.
Как вы привлекали инвесторов?
Мы стали искать инвесторов, как только возникла идея. Сразу было сложно найти тех, кто бы поверил в нас, поэтому первые шаги мы делали вместе с моими партнерами своими силами за счет личных сбережений. Когда мы сделали первые версии приложения, у нас начало получаться, частные украинские инвесторы стали интересоваться проектом.
Как выглядит украинский рынок зарядных станций сейчас? Насколько он отличается от западных рынков?
Зарядные станции для электрокаров — продукт дорогой, и европейские цены на них определяются с учетом средней зарплаты в стране, стоимости сертификации и производственного цикла. В Украине совсем другой уровень цен. Ту сумму, которую европеец платит за эквайринг, украинец отдает за киловатт электроэнергии. К примеру, в Европе можно заплатить 5 евро только за подключение (то есть за одну сесcию зарядки без привязки к времени или кВт), для нашей страны это очень дорого и нерентабельно.
К тому же очень сложно сравнивать рынки, потому что в этой нише существует много разных бизнес-моделей и способов монетизации, и разброс цен тоже очень высокий. Есть разные варианты. Все зависит от сети и страны — бизнес-моделей довольно много. Самые распространенные — оплата за кВт или за минуту зарядки.
Перед запуском приложения мы изучали лучшие практики зарубежных рынков — Европы, США и даже Китая. Лидер американского рынка — компания СhargePoint — работает только на локальном рынке. Крупнейший в Европе поставщик решений для электрозарядок — голландская компания NewMotion.
Если сравнивать логику мышления украинского и западного покупателя электромобиля, то это два совершенно разных подхода. Для западного потребителя электрокар — это прежде всего комфорт. Использование электрокара или обычного автомобиля на газу обойдется европейцам в одинаковую сумму. А в Украине электрокары покупают прежде всего те, кто хочет сэкономить. Есть и вторая категория потребителей — те, кто хотят идти в ногу со временем.
В Украине все идет к тому, что скоро погоня за низкими ценами уступит качеству. Некоторые украинцы уже сейчас готовы переплачивать за качественные, сертифицированные станции. Только так они могут быть полностью уверены, что с автомобилем ничего не случится. В Украине есть спрос как среди частных покупателей, которые приобретают станцию себе домой, так и среди корпоративного сегмента.
Кто ваши конкуренты на украинском рынке?
У нас нет прямых конкурентов, но существуют операторы с разными подходами и бизнес-моделями. В Украине это АвтоЭнтерпрайз, STRUM, Go To-U.
Наше отличие в том, что у нас нет какой-то определенной модели — мы полностью кастомизируемся в каждом конкретном случае. Мы предоставляем инструмент, а как им воспользоваться, — решает оператор.
Помимо приложения, вы разрабатываете еще и собственные зарядные станции. Чем они отличаются от других?
Когда мы вышли на рынок с приложением, появились первые клиенты — мы начали сотрудничать с сетью АЗС КЛО и постепенно двигаться на другие рынки, нам стало понятно, что украинский рынок зарядных станций пока не сформирован. Хотелось вывести на рынок украинский продукт, который был бы доступным по цене ниже европейского и при этом разработан с учетом всех европейских требований и стандартов.
Впервые мы создали зарядную станцию осенью 2017 года. Строго говоря, наша разработка — это не вся станция, а контроллер — "сердцевина" всего устройства. Силовую часть и порт мы используем уже готовые.
Когда мы подходили к вопросу создания контроллера, у нас была задача сделать его очень маленьким и максимально инновационным. Поэтому зарядные станции с нашими контроллерами не только заряжают электромобили, а еще и работают на скоростях 4g, что позволяет публично раздавать Wi-Fi, кроме того, в них встроен счетчик электроэнергии и регулятор мощности подачи.
Чтобы уложиться в заданные минимальные размеры устройства, мы искали нужные компоненты по всему миру — в основном закупали в Европе и США, некоторые запчасти заказывали из Тайваня.
Мы стали демонстрировать эту наработку на профильных выставках и стали получать запросы из-за рубежа. Сейчас мы ориентируемся в основном на европейский рынок — Польша, Словения, Италия, Португалия, Испания — это не самые богатые страны ЕС, и для местных потребителей цена играет важную роль. У нас уже есть договоренности о поставках станций в Польшу.
Но и украинский рынок тоже получит продукт. В рамках акселерационной программы Kiev Smart City, в котором мы участвуем, предоставим новое инновационное решение для столичной инфраструктуры. На сегодняшний день мы произвели уже 500 станций.
Насколько большая команда сейчас у вас? Кто реализует проект?
В разные периоды времени по-разному — до 19 человек. Основной костяк у нас это создатели команды — нас трое и 5 человек , которые отвечают за юридическую, бухгалтерскую часть и другие бизнес-процессы. Есть также технические специалисты, которых мы подключаем под определенные задачи.
Какой тип сертификатов нужно получать для зарядных станций? Как происходит сертификация?
Каждая страна имеет свои государственные стандарты качества. Что касается стандартов качества зарядных станций, они создаются и подаются на утверждение в государственные органы производителями автомобилей.
Как правило, пройти сертификацию можно только в странах, где производят электромобили. Относительно рынка электромобилей мир сейчас поделен на три сферы влияния, в которых действуют разные стандарты. У китайского рынка свои требования, они действуют только на территории Китая.
В Америке действует формат однофазного напряжения электросети, в Европе — трехфазный. Здесь нам ближе логика европейцев — из трех фаз напряжения при желании мы можем получить одну фазу, а вот наоборот — нет.
В Украине пока не существует законодательного определения для понятия "зарядная станция", и, соответственно, нет стандартов, которым она должна соответствовать. Кто-то приравнивает станции к розеткам, а кто-то — к МАФам. И зарядные станции украинского производства, которые установлены в Украине, не обладают тем набором стандартов, которые есть у европейских.
Какие перспективы рынка электромобильности в Украине?
Здесь все упирается в запас хода, который имеет электромобиль. Сейчас тот автопром, который представлен на украинском рынке — это, например, Nissan Leaf, который имеет средний запас хода 130 км. Но для того, чтобы электромобиль стал первым автомобилем в семье, а не вторым, он должен иметь запас хода 300-500 км. Поэтому объем батареи электромобиля будет только расти, и это будет определять ландшафт рынка.
Сейчас в Украину активно заходят официальные дистрибьюторы BMW i3, Hyundai IONIQ, Renault ZOE, к концу года выйдет еще Audi, кроме того, через пару лет в Украину, пойдет много европейского автопрома, который сейчас занимается переориентированием своих линеек на электротягу.