Экономное развитие: как открыть новую шахту без ее строительства

Крупные промышленные компании вынуждены экономить. Однако это не мешает их развитию на базе ранее созданной инфраструктуры. Журналист Delo.UA убедился в этом на одной из шахт Днепропетровской области
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

В конце августа довелось посетить две шахты объединения "Павлоградуголь" компании ДТЭК — имени Сташкова и "Юбилейная", на каждой из которых добыча угля год от года усложняется.

"В советские времена в этих краях планировали около 20 шахт, но построили лишь 11. Десять из них входят в состав "Павлоградугля", а еще одна уже закрыта", — рассказали работники объединения. Другими словами, в этой части Днепропетровской области еще очень много угля, но добывать его с помощью существующей инфраструктуры все труднее.

В чем это выражается? В первую очередь в снижении эффективности добычи. Например, на шахте Сташкова мы ехали до забоя на чем-то вроде подземной электрички более семи километров. Этот путь на глубине 140 метров занял около 40 минут в одну сторону. Такой же маршрут вынуждены проходить не только шахтеры, но и оборудование, материалы. В обратную сторону направляется уголь, который выдается на поверхность по конвейерам общей протяженностью около 8 километров.

На шахте "Юбилейная" ситуация гораздо сложнее. Ежедневно шахтеры, чтобы добраться до рабочего места, на глубине 380 метров преодолевали в одну сторону 13-14 километров. На это уходило до трех часов каждую смену. Но, что более важно, на таких расстояниях практически не действует система вентиляции: уменьшается доля кислорода в воздухе, повышается температура, увеличивается загазованность и риск взрыва сопутствующих газов.

Уголь доступен, но добывать его все сложнее. Что же делать компании? Строить новую шахту? "Строительство "новой шахты" в ценах 2016 года может составлять порядка 1,5-1,6 млрд грн с НДС. В качестве примера нового строительства может быть приведена шахта Нововолынская №10, на которую было направлено более 1,5 млрд", — посетовали в компании.

Поэтому было найдено более экономное решение.

Практически в чистом поле, где во времена СССР предполагалось строительство еще одной шахты, в 2008 году началась реализация инвестпроекта, который в итоге обошелся "всего лишь" в 230 млн грн, но который открыл доступ к 19 млн тонн промышленных запасов угля.

Это вентиляционная скважина, которая соединила поверхность земли с угольными разрезами на глубине 380 метров. "Как только мы ее достроили, в забое нормализовался температурный режим, стало легче дышать", — рассказали сотрудники шахты.

Экономия была достигнута за счет того, что компания не строила новые административно-бытовые корпуса (АБК), угольные склады, ремонтную базу и другие объекты инфраструктуры. Шахтеры и сейчас переодеваются в привычных АБК, берут самоспасатель, коногонку, тормозок… Но не спускаются под землю, а садятся в автобус. Он везет горняков 15 минут по поверхности земли к новой вентиляционной шахте с людской клетью, где и происходит спуск к рабочему месту. А ведь совсем недавно на этот путь уходило около 1,5 часов по узким подземным тоннелям.

"Новый ствол позволяет сэкономить три часа времени, которое тратилось на доставку людей вглубь ствола", — говорят "ДТЭК Энерго", при этом в компании не уточняют, как это повлияло на себестоимость добываемого угля.

Вероятно, основная экономия появится после того, как возникнет возможность опускать в шахту материалы и оборудование, поднимать добытый уголь.

Его планируют вывозить машинами на склады шахты "Юбилейная" в Першотравенске и далее на обогатительные фабрики.

Когда это произойдет? "Завершение режима "груз" запланировано в 2017 году с бюджетом порядка 35 млн грн с НДС", — отвечают в ДТЭК.

Можно ли продлить жизнь других шахт? Ведь часть из них под угрозой закрытия. Например, упомянутая выше шахта им.Сташкова также близка к выработке своего ресурса. Уже сейчас она вместе с более перспективной шахтой "Днепровская" входит в одноименное шахтоуправление. Подземный персонал "Сташкова" постепенно переводится на "Днепровскую", но надземная инфраструктура (администрация, ремонтная база, склады и т.д.) и ее работники останутся на своем месте.

Если получилось на "Юбилейной", то, возможно, стоит задуматься о реализации других подобных проектов.

В "ДТЭК Энерго" подтверждают, что в текущих условиях компания не планирует строительство новых шахт. Ведь это требует колоссальных инвестиций.

Но уже сегодня ведется подготовка к отработке запасов новых участков шахтных полей. Их вскрытие производится с максимальным использованием существующих горных выработок предприятий. И приводят следующие примеры:

- шахта им. Героев Космоса ("Шахтоуправление им. Героев Космоса") начала проходку горных выработок для отработки запасов участка "Морозовский". Первая лава планируется в 2018 году, а промышленные запасы участка ориентировочно составляют 25 млн. тонн;

- шахта "Самарская" ("Шахтоуправление "Терновское") готовит к отработке запасы пласта с10в на прирезаемом участке от блока №2 шахты "Западно-Донбасская", начало отработки пласта запланировано в 2021 году;

- шахта "Юбилейная" ("Шахтоуправление "Першотравенское") с 2018 года планирует проходку выработок для отработке запасов пласта с6 на прирезаемом участке "Западно-Донбасская" №18/19. Добыча угля в этом блоке начнется в 2021 году.

Получается, что созданная ранее и поддерживаемая в рабочем состоянии инфраструктура может стать базой для экономного, но все же развития украинской промышленности.