- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- IT и Телеком
- Дата публикации
Переход в "облако" помогает сократить затраты на 20% — Марис Сперга, Lattelecom
По данным IDC, глобальный рынок услуг облачной инфраструктуры в 2015 году вырос на 24,1%. Аналитики сообщили, что рынок рос во всех регионах, кроме Центральной и Восточной Европы, где геополитическая обстановка замедлила рост затрат на IT-инфраструктуру. Как Lattelecom ощутил это на себе?
Геополитическая турбулентность, конечно, была, но если посмотреть на Европу, то в Старой Европе тоже есть свой кризис, из которого она не может выйти последние четыре года. Что касается Украины, то прошлый год для нас прошел очень хорошо — мы выросли на 250%, если сравнивать с 2014 годом. Самый большой рост мы наблюдали в сегменте крупного бизнеса. То есть, если смотреть на инфраструктурные решения, к нам приходили крупные клиенты. Увидев этот рост, в прошлом году мы решили запустить виртуальную платформу Lattelecom Cloud, чтобы расширить работу с малым и средним бизнесом.
То есть, изначальный рост обеспечил крупный бизнес, благодаря которому вы планируете развивать сотрудничество с малым и средним?
Да, но это параллельный процесс. Мы видим, что их бизнес растет, и мы запускаем новый сервис, который поможет удовлетворить их нужды.
Как распределяется рынок облачных сервисов в Украине и какую долю на нем занимает Lattelecom?
Если смотреть на любой рынок, то всегда есть два сегмента. Локальные игроки, которые предоставляют облачные сервисы внутри страны, и те компании, которые предоставляют услуги по выносу облачной инфраструктуры за рубеж. Этот сегмент занимает 10-15% общеукраинского рынка.
Мы конкурируем в последнем сегменте с компаниями из Польши, Нидерландов, Германии, но по сравнению с этим компаниями, по качеству услуг, цене и обслуживанию мы более привлекательны для украинского рынка.
Последний год для украинских IT-компаний характеризовался большим количеством обысков со стороны правоохранителей. Подтолкнуло ли это клиентов обратиться к вам? Насколько важен для них тот факт, что их данные хранятся на серверах в ЕС?
Здесь есть два основных фактора. Первый — компании интересует стабильность и безопасность. Это основное. Они хотят, чтобы все было спокойно и безопасно.
Второй — украинские бизнесы, которые работают с европейскими компаниями, должны соответствовать всем стандартам, делать свою IT-структуру прозрачной. Это подтолкнуло больших заказчиков, потому что Украина двигается в сторону Европы. Можно сказать, что это геополитическая ориентация — переориентация на европейский рынок.
Насколько сложно привлекать в Украине клиентов и насколько бизнесы готовы переходить со своей внутренней инфраструктуры на решения сторонних провайдеров?
Если смотреть глобально, то скандинавские рынки в этом бизнесе уже сформировались, и там намного труднее привлекать клиентов. США — там компании выносят облачную инфраструктуру в более 50% случаев. Что касается рынка СНГ, то два года назад говорили, что компании из стран этого региона выносили порядка 20–25% инфраструктуры, а остальные 75% данные хранили на локальных серверах. Сейчас мы больше видим рост именно в сегменте выноса инфраструктуры, потому что рынок еще не сформировался.
А в Украине он составляет 10–15%?
Да, это средний показатель. Может быть 15–20 %.
И вы конкурируете именно в этом сегменте. Какие ваши преимущества относительно провайдеров облачной инфраструктуры из Германии или Нидерландов?
Если мы говорим о конкурентах в Евросоюзе, то наше основное преимущество в каналах передачи данных. У выносной инфраструктуры должны быть хорошие, качественные каналы связи. Так как мы сами являемся и оператором связи, у нас с каналами все очень хорошо улажено. Путь данных от наших серверов в Латвии до Украины (точки обмена трафиком украинского сегмента сети UA-IX) занимает 23.5 миллисекунды. Мы получаемся намного быстрее и ближе, чем Амстердам или Германия. Просто физику обмануть невозможно — расстояние берет свое. Если говорить о других преимуществах — мы хорошо знаем русский язык. Раньше многие украинские компании делали первый шаг в Германию — там help desk отвечает на хорошем русском. Но когда дело доходит до технических экспертов, то начинается Sprechen Sie Deutsch. Поэтому некоторые украинские компании, которые работали с немецким провайдером, переходили к нам. Они обосновывали это так: "До вас меньше в миллисекундах, а значит сервис работает качественнее. Вы где-то на 15% дешевле, чем в Германии. И вы хорошо разговариваете по-русски на экспертном уровне".
Наверное, главный вопрос для людей, которые выносят инфраструктуру за пределы страны, — не станет ли сервис медленнее работать?
У меня вчера вечером был звонок от потенциального заказчика. Его первый вопрос: "Как далеко вы от Украины?". "23 миллисекунды", — говорю я. Меня теперь ночью разбуди — я так отвечу. Так что да, это основной вопрос. Если смотреть телекоммуникации и вообще IT, то с таким показателем времени нет разницы, находится центр обработки данных (ЦОД) в Украине или в Риге. Данные на облаке всегда с вами в эту же секунду. Мы много работаем над инфраструктурой и партнерскими договоренностями, чтобы обеспечить минимальный путь данных к нашему клиенту.
Кто ваши основные клиенты?
Если смотреть малый и средний бизнес, то мы сотрудничаем с компаниями, где работает до 200–250 сотрудников. Обычно нашими услугами интересуются те бизнесы, у которых IT-парк устарел — инфраструктуре уже 4–5 лет и ее нужно менять. В таких случаях компании не хотят изымать крупные суммы из оборота и предпочитают работать по модели OPEX (включая затраты в операционные расходы, например, с помесячной оплатой — Ред.). Это позволяет не покупать одноразово оборудование за $50–60 тыс., а амортизировать эти затраты на 3–5 лет и иметь возможность гибко и оперативно изменять затраты и необходимые мощности в зависимости от развития бизнеса. Это основное преимущество, на которое мы ставим на платформе. К тому же мы предоставляем не просто "облако" виртуальных машин — мы даем виртуальный ЦОД, который позволяет настраивать дополнительные потребности в ресурсах и коммуникациях прямо на платформе. И что интересно, сама идеология платформы поставлена так, что мы в этом году на ее базе будем наращивать SaaS-сервис (Software as a Service — программное обеспечение как услуга — Ред.). Такой подход позволяет подключать самостоятельно различные сервисы с открытым кодом. Или если к нам приходит компания, которая хочет предоставлять клиентам бухгалтерские услуги, то заказчики смогут пользоваться ими как дополнительным сервисом внутри платформы. Такую возможность мы уже внедряем в Латвии и в следующем году планируем то же сделать и в Украине.
То есть, помимо аренды облачной инфраструктуры вы планируете зарабатывать и на дополнительных услугах благодаря SaaS-платформе?
По сути, это маркетплейс, где компании будут предоставлять услуги по модели revenue sharing (разделение прибылей — Ред.). Идея в том, что мы не хотим растить количество персонала и непрофильные компетенции, поэтому создаем площадку, где те, кто занимается бухгалтерией, будут предоставлять бухгалтерские услуги, производители антивирусов — киберзащиту и так далее.
Можете привести примеры кейсов сотрудничества с украинскими компаниями?
Один из свежих кейсов — компания, в которой работают 1400 сотрудников. У них основными требованиями были мобильность и безопасность. Они сказали, что хотят, чтобы все данные находились в Европе, потому что на их рынке борется очень много конкурентов. Идея была такая: все данные и программное обеспечение находятся на серверах в Риге, а сотрудники могут работать с ними в любом месте прямо на планшете. Это так называемый "тонкий клиент". То есть, их агенты разъезжают, используя планшеты с мобильным интернетом, и отправляют все заказы. Если кто-то украдет этот планшет, то не найдет на нем данных. Если он поломается, то сотрудник просто купит новый планшет, войдет в систему и сразу начнет работу. Таких пользователей — "тонких клиентов" — у нас было около 200, каждому из которых это обходилось в 33 евро в месяц. Решение было "под ключ". Внедрение и обучение, то есть полноценный запуск, заняли восемь недель.
Есть клиенты поменьше, которые пользуются виртуальными платформами и выносят часть своей инфраструктуры. Как пример — клиент из области электронной коммерции, который выносил сайт интернет-магазина, бухгалтерию и управление складом в облако. Потребовалось 6–8 виртуальных машин, что вылилось в порядка 1,4 тыс. евро в месяц.
Насколько переход в облако помогает сократить затраты и повысить эффективность работы?
В среднем такой переход помогает сократить затраты на 20%. По поводу цены. Один из наших клиентов провел тендер. В нем участвовал немецкий провайдер, украинский, польский и наша компания. Тогда мы выиграли по цене. Разница составила не очень много, порядка 7%, но это показывает, что наша цена конкурентна и с предложениями локальных игроков.
В ситуации, когда клиенту необходима аренда оборудования, то по сравнению с украинскими ЦОДами разница в стоимостях достигает 40%.
Какие еще услуги являются для вашей компании важными, исходя из потребностей клиентов?
Компании интересуются не только программным обеспечением — им также нужна поддержка системы. У нас самая большая и опытная команда консультантов SAP в Балтии. В течение многих лет работы с системами SAP мы специализировались на внедрении проектов с местными консультантами как в Латвии, так и в Литве. Кстати, в Литве мы участвовали в процессе перехода на евро, работали с "Литовскими железными дорогами". В 2014 году мы получили награду SAP Quality Awards в категории "Быстрая доставка".
Какие вы видите перспективы украинского рынка в общем ?
Трудно ответить на геополитический вопрос, но я думаю, что ситуация должна стабилизироваться. Это всегда так: есть какой-то период волнений, после которого идет стабилизация. Я думаю, что часть крупного бизнеса будет уходить за границу. Если компания работает в ЕС, то здесь играют роль требования заказчиков. Такие компании будут делать резервный ЦОД в Европе. Так, латвийские компании тоже должны держать свои ресурсы в другой стране из соображений безопасности. Что касается малого и среднего бизнеса, если IT в Украине будет хорошо развиваться, я думаю, что часть вернется обратно в страну. Здесь играет роль коммерция. Если финансовое предложение будет лучше в Украине, то я думаю, что малый и средний заказчик, для которого главный фактор — цена, будет выбирать Украину. Это все зависит от коммерции, это бизнес. Я думаю, что тогда крупный будет уходить, а мелкий и средний бизнес будет в Украине.
А какой объем украинского рынка?
Не могу сказать точно, но это шестизначные цифры.
Вы планируете заходить на рынок Украины и конкурировать с локальными компаниями?
Мы уже являемся серьезным игроком и ведущим поставщиком IT-услуг в Европе. Благодаря совершенствованию технической инфраструктуры и сети передачи данных, границы между странами постепенно исчезают. Мы планируем продолжать развивать бизнес в Латвии и работать из Риги. Но если в какой-то момент появится возможность покупать или строить ЦОДы в Европе, то мы рассмотрим и эти варианты.
Вы сказали на презентации, что у вас самая эффективная компания в расчете на одного сотрудника. Что это означает?
Компания TeliaSonera (51% акций Lattelecom принадлежит государству, остальные — телеком-холдингу TeliaSonera) оперирует в 17 странах. Когда подсчитали, сколько прибыли в расчете на одного сотрудника получает каждая из компаний, оказалось, что Lattelecom — один из наиболее эффективно работающих. Идея компании очень проста — мы должны работать c максимальной прибылью. В прошлом году оценочная стоимость компании выросла на 25%. Если другие остались на том же уровне, то мы прибавили. Мы смотрим на несколько вещей в своей работе. Во-первых, чтобы было хорошо работать сотрудникам; во-вторых, чтобы компания показывала хорошие результаты. Мы три года назад запустили в Латвии телевидение и заняли 50% доли рынка. Мы начали строить оптику, и сейчас мы топ-3 в Европе. В Латвии самый быстрый интернет в Европе и 4-й мире.
Если что-то делать — то делать хорошо или не делать вообще. Вот и все чудо.