Четыре тактики подписания Соглашения об общем авиационном пространстве с ЕС

Аналитик ОО "Европа без барьеров" рассказала о вариантах присоединения Украины к "Открытому небу" с Европейским Союзом

Общественная организация "Европа без барьеров" (ЕББ) провела исследование переговорного процесса по подписанию Соглашения об общем авиационном пространстве с ЕС (ОАП, так называемое "Открытое небо").

"Во время глубинных интервью с чиновниками, экспертами и представителями авиабизнеса были сформированы четыре основные альтернативы дальнейших действий, направленных на подписание Соглашения", — сообщила аналитик организации Екатерина Кульчицкая во время круглого стола "Быть ли ​​Украине в авиационном пространстве ЕС?".

По ее словам, большинство респондентов назвали основным препятствием для подписания Соглашения так называемую "проблему Гибралтара", причиной которой является территориальный спор между Испанией и Великобританией.

Два подхода предлагают варианты ее решения, направленные на подписание и осуществление Соглашения. "Первый вариант — это усиление действующего подхода, публичная адвокация с участием гражданского общества, разработка, представление и адвокации новых формулировок конфликтной статьи 2 (31) Соглашения о ОАП перед Европейской Комиссией, Великобританией и Испанией. Второй путь предполагает вынесения вопроса на самый высокий политический уровень — президента, премьера и т.д. с тем, чтобы достичь подписания Соглашения, вырвав его из контекста "проблемы Гибралтара" и перенеся его в плоскость имплементации Соглашения об ассоциации Украины с ЕС", — рассказала Кульчицкая.

Напомним, подписание Соглашения об ОАП между Украиной и ЕС было запланировано на март 2014 года. На тот момент позиция Великобритании и Парламента Гибралтара выражалась в поддержке Кордобского Соглашения 2006 года, которое предусматривало распространение норм, директив и договоров ЕС, в частности Соглашения об ОАП на аэропорт в Гибралтаре. Однако, позиция Испании изменилась — представители этой страны стали настаивать на исключении упомянутого аэропорта из сферы действий Соглашения и приостановке Кордобского соглашения. Формально из-за отсутствия компромисса по данному вопросу Украина так и не смогла присоединиться к ОАП с ЕС.

Третий и четвертый пути, наоборот, предусматривают сначала фактическую имплементацию положений Соглашения без немедленного подписания. "Третья тактика — это направление усилий на подписание двусторонних соглашений об "открытом небе" со странами-членами ЕС, и повышение имиджа Украины как инвестиционно привлекательной страны. Четвертый вариант — направление деятельности на имплементацию Соглашения о ОАП в части технических регламентов и директив ЕС путем инкорпорирования в национальное законодательство Украины регламентов и директив ЕС, упрощение процедуры согласования нормативно-правовых актов, что позволит принимать регламенты и директивы ЕС без предварительной адаптации, а уже потом — при удобном случае — возобновить переговоры по подписанию", — пояснила аналитик ЕББ.

Как ожидает украинское правительство, подписание Соглашения о ОАП с ЕС, приведет к повышению безопасности полетов, увеличению конкуренции на рынке авиаперевозок и соответственно, к снижению цен на авиаперелеты, развитию аэропортов и увеличению рабочих мест.

Подобные соглашения были подписаны ЕС с Албанией, Боснией и Герцеговиной, Республикой Македонией, Черногорией, Сербией, Косово, Норвегией, Исландией, Лихтенштейном, Швейцарией, Марокко, Грузией, Израилем, Иорданией и Молдовой. Всего в Общее авиационное пространство (ЕСАА), вместе с государствами-членами ЕС, входит 43 страны.