FashionTech. Как технологии меняют мир моды

Мирослав Василенко, основатель научно-просветительского проекта EDUTOUCH, о глобальной трансформации в мире моды и роли технологий в современной fashion индустрии
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Уже более 50 лет назад авторы научной фантастики, такие как Азимов, "предсказывали" системы видеоконференций, дистанционное обучение, искусственный интеллект и в основном все передовые технологии, которые мы используем в нашей жизни сегодня. Но мало кто понимал, как будет выглядеть среднестатистический человек через сто лет. Будет ли он одет красиво и пафосно, либо будет подобен животным? Кто и как трансформирует понятие и тело модной индустрии во времена технологической революции.

Цель — заменить иголку

Стоит сказать, что такие buzz-words, как AI, big data, VR/AR, SaaS сегодня уже вполне применимы к сфере моды и предметам гардероба, где и рождается сфера FashionTech. Это направление в поиске эко и мультипрактичных вещей берет лучшее от стиля кутюр, использует цифровые технологии и в маленьких мастерских или больших лабораториях создает наряды, которые сложно отнести к технологиям или привычному образу моды.

Место моды в лаборатории

Будь то предприниматели или дизайнеры, инженеры или энтузиасты сферы моды им, как и всем творчески настроенным людям, нужна своя уникальная экосистема. Популярная тенденция сегодняшних дней — это FabLab лаборатории. Сообщества приверженцев технологий и создания чего-то нового вместо потребления навязанного. Это своеобразный микс науки, IT, ремесел, которые применяют технологии для создания необычных образцов тканей. Цифровые производственные лаборатории становятся инкубаторами для инновационных технологий и создателями побочных и разрушительных инициатив, которые реализуются в "реальном" мире.

В Украине технологическую моду представляет FabLab Fabricator. Лаборатория начала работать в 2016 году и сегодня является одним из самых больших центров концентрации круга технических энтузиастов всех возрастов в стране и во всем СНГ. На сегодняшний момент не выезжая из Киева на 3D принтере можно напечатать все — начиная с аксессуаров и заканчивая элементами одежды, которые имеют структуру похожую на кольчугу, но по весу легче обычного текстиля.

Самая большая мейкерская лаборатория в Барселоне — FabLab Barcelona не просто решила давать возможности проведения экспериментальных исследований, но и физическое пространство для инновационного переосмысления. Кроме всего прочего, это первое место в мире, где предлагают междисциплинарную учебную и исследовательскую платформу. В рамках лаборатории запустили FabTextiles — текстильный и технологический проект, который разрабатывает мягкую продукцию, пригодные для носки технологии и устойчивые к воздействию температур материалы.

Принтер и биопластик вместо ткани

Во времена, когда 3D-принтеры печатают все — от мелких деталей до автомобилей и небоскребов (в Дубае здание было распечатано за 19 дней), они не могли не коснуться и сферы моды. 3D-принтеры привносят новую волну в fashion — отныне сложные дизайнерские решения могут быть реализованы с использованием этих новых технологий. Дизайнеры печатают материалы для одежды с различными свойствами — от более гибкой до более твердой, что значительно упрощает смену деятельности и возможности модельеров. Также такие принтеры активно используются в ювелирном деле для печати пробных образцов.

В течение последних двух месяцев коллектив FabLab Barcelona вместе с Европейским институтом дизайна разработал достаточно нетривиальные материалы, используемые для изготовления одежды: биопластик, трехмерные печатные ткани, термоформованные акриловые маски, лакокрасочные ткани и ткани с электролюминесцентными нитями. В марте впервые эти изделия были представлены на Mobile World Congress в рамках "Ecocyborg" Yomo Festival в Барселоне.

Вероятнее всего, в скором времени спрос на fashion ради fashion будет угасать, а факторами выбора того или иного продукта новым типом потребителя будут цена и технологичность.

Что делать опытным дизайнерам?

В общем в условиях стремительного развития и проникновения технологических инноваций, мода не сможет дальше игнорировать необходимость изменений продуктов, которые она производит. Да, большие игроки вроде Chanel, Louis Vuitton, Gucci, и др. являются менее "поворотливыми", чем молодые инноваторы, и более традиционными по части внедрения нововведений. Однако сотрудничество позволяет решить эту проблему и повысить конкурентоспособность брендов в условиях меняющегося спроса.

Мы уверены, что fashion-индустрию стоит рассматривать как что-то объединяющее отрасли и специалистов разного профиля. Тем более у нас нет преград, с какими сталкивались предприниматели еще пять лет назад и любые идеи, даже на первый взгляд неосуществимые, в скором времени принесут их создателям успех.