Гендиректор "МТС-Украина": 3G — это не модная фишка, это будущее развитие коммуникаций

«ДЕЛО» спросило топ-менеджеров телекоммуникационных компаний об их готовности к внедрению связи 3G и тех изменениях, которые это принесет телекоммуникационному рынку Украины

Зачем вашей компании нужна 3G-лицензия?

3G — это очень большая и хорошая перспектива. Я думаю, что внедрять 3G надо начинать вне зависимости от того, способствует этому экономическая ситуация или не способствует. Потому что развертывание UMTS — это не выдача лицензии и проставление на ней печати и подписи соответствующего государственного чиновника. Это огромный серьезный процесс конверсии частот, подготовки инфраструктуры, контакты с вендорами, поставщиками, включение тендерных процедур и т.д. Третье поколение — это не модная фишка, это будущее развитие коммуникаций. Начинать его когда-то надо вне зависимости от того, какова реальная экономическая ситуация в той или иной стране.

Сколько готовы заплатить за лицензию?

Цену определяет рынок. За прошедший год операторы многое переосмыслили, в том числе и стоимость лицензии UMTS. Мы по-прежнему заинтересованы в получении лицензии 3G. Но сегодня любые решения о финансировании проходят жесткую экспертизу с учетом коммерческой составляющей проекта. Стартовая цена лицензии — это далеко не единственное условие успешного продвижения 3G. Ведь речь идет о строительстве сети, о значительных капиталовложениях, преимущественно в долларах, и все это на фоне девальвации национальной валюты, экономического спада в стране,  уменьшения доходов населения. Совокупность этих факторов определяет очень непростые условия, в которых операторам придется осваивать лицензии и формировать спрос на 3G в Украине.

Как оцениваете готовность вашей компании к внедрению 3G-технологий?

Мы готовы начинать, если государство позволит нам это сделать.

Если ваша компания выиграет в конкурсе, насколько, как вы ожидаете, вырастет абонентская база?

Судя по сегодняшним результатам внедрения UMTS, рынок еще очень незрел. У нас есть основания полагать, частично мы это уже видим по собственному опыту продвижения нашей первой услуги 3G на базе CDMA2000 («МТС Коннект»), что оператор с большой и качественной абонентской базой сможет в относительно короткие сроки построить сеть и сформировать спрос на рынке.

Как, по вашему мнению, изменится рынок мобильной связи через год?

В плане доходов базовой услугой, конечно же, остается и будет оставаться голос. В потреблении новых услуг в области мобильного Интернетa, передачи данных украинский рынок еще не достиг того уровня, после которого начинает работать эффект «снежного кома», но все же именно дополнительные услуги являются фактором роста. Возможно, операторы будут активизировать свои бизнес-направления, связанные с разработкой и продажей собственного контента (при условии развития технологий 3G и 4G), телефонов, кастомизированных под операторов. Вместе с тем, несмотря на потенциал, вряд ли стоит рассчитывать на увеличение доходов от этих направлений в математической прогрессии.

Андрей Дубовсков

генеральный директор «МТС-Украина»