- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Генпрокуратура разбирается с рейдерством в портах
В порту «Южный» (Одесская область), Николаевском и Ильичевском морских торговых портах. Об этом сообщил генеральный прокурор Александр Медведько. В частности, следователи прокуратуры проверяют причастность так называемой банды «Капитошки» к рейдерству в порту «Южный».
В свою очередь, руководство порта «Южный», в котором на днях заявили об угрозе банкротства госпредприятия из-за конфликта с частной компанией, обратилось в прокуратуру с заявлением о защите государственных интересов. В частности, портовики просят правоохранительные органы проверить законность выдачи компании «Трансинвестсервис» («ТИС») регистрационных документов на использование причала в акватории порта после завершения договора аренды. По утверждению портовиков, стивидор незаконно получил свидетельство Регистра судоходства Украины о пригодности к эксплуатации причала №16, договор по которому на момент получения свидетельства истек.
Причал №16, построенный в 80-90-х годах за государственный счет, был передан в аренду компании «ТИС» разрешением Минпромполитики и Фонда госимущества в 1999 году.
«Только за прошедшие полгода потери порта из-за неэффективного использования причалов частной компанией, а не государственным предприятием составили 23,4 млн. грн., а госбюджет недополучил 13,1 млн. грн.», — рассказал начальник морского торгового порта «Южный» Юрий Крук.
Читайте также: Прокуратура воюет с частными ЖЭКами из-за тарифов
Это нарушение было обнаружено во время проверки работы порта Контрольно-ревизионным управлением в Одесской области в 2008-2009 годах. Хотя сам «ТИС» отрицает факт проверки причалов ревизорами. По утверждению председателя правления стивидорной компании Олега Кутателадзе, региональное отделение КРУ не проводило ревизию на территории ни 16-го, ни 17-го причалов (17-й причал также арендуется «ТИСом»).
Срок аренды причала №16 «Трансинвестсервисом» истек 31 декабря 2008 года. Премьер-министр Юлия Тимошенко, проинформированная ревизорами о ситуации в порту, поручила Фонду госимущества не продлевать договор об аренде и принять меры по защите государственных интересов. Таким образом, причал №16 должен быть передан Фондом на баланс порта «Южный».
Однако компания «ТИС» без продления договора на аренду продолжала платить рентную плату Фонду госимущества. Как поясняет Юрий Крук, такими действиями компания добивалась продления договора аренды. «Кроме того, для передачи причала №16 на баланс порта «Южный» должна быть проведена специальная процедура приема-передачи имущества», — констатирует Юрий Крук. Этого не произошло. В итоге, вопреки решению премьер-министра, 9 июля и.о. Фонда госимущества Дмитрий Парфененко заключил договор с «ТИСом», ссылаясь на формальную статью.
Ответные меры
В Минтрансе уже готовят ответные действия. По словам главы Государственной администрации морского и речного транспорта Михаила Чубая, министерство обратилось в Генеральную прокуратуру с просьбой разобраться в ситуации, сложившейся вокруг порта «Южный». Кроме того, по словам Чубая, ведомство готовит обращение в СБУ.
Еще один спор между государственным портом и частной компанией по перевалке грузов идет вокруг причала №18. Еще в январе этого года дочерняя компания «Трансинвестсервиса» — «ТИС-Руда» — подала иск к порту «Южный» в Хозяйственный суд Одесской области с требованием возместить средства, потраченные на работы по углублению дна в районе причала №18. Дноуглубление в районе причала фактически было проведено по собственной инициативе «ТИС-Руды». Однако в результате компания потребовала от порта «Южный» возмещения затрат. Отказ порта заплатить за работу, не согласованную с ним, вылился в судебную тяжбу. «ТИС-Руда» требует от порта компенсировать 51,3 млн. грн.
Читайте также: Порты заработали на падении гривни
Тем временем в порту опасаются, что решение суда в пользу «ТИСа» может привести к банкротству порта «Южный». Не исключено, что если суд встанет на сторону «Трансинвестсервиса» и обяжет морпорт выплатить 51,3 млн. грн., последуют аналогичные иски по причалам №19, 20, 21, 22, 23. На этих объектах дноуглубительные работы также выполнял «Трансинвестсервис». Таким образом, размер иска может возрасти до 400 млн. грн.
Пока что Хозяйственный суд Одесской области приостановил слушание о компенсации за дноуглубительные работы до завершения экспертизы в порту.
О том, что КРУ работало в порту, свидетельствует письмо руководителя Контрольно-ревизионного управления Николая Сивульского на имя премьер-министра Юлии Тимошенко. Ревизор в нем указал, что пребывание причала в аренде у «ТИСа» наносит ущерб интересам государства.
Василий ПЕТРИЧЕНКО
специально для «ДЕЛА»