Как изменился автобусный рынок Украины после санкций против России

К каким изменениям на автобусном рынке привели санкции, наложенные на российских производителей автобусов
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В мае 2017 года Украина расширила санкции против России.  Президент Петр Порошенко своим указом ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 28 апреля 2017 года "О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)".

В соответствии с указом, на три года ввелись санкции против ряда крупных российских автопроизводителей, таких как ООО "Управляющая компания "Группа ГАЗ", а также входящие в нее ООО "Русские автобусы — Группа ГАЗ" и ООО "Павловский автомобильный завод" (ПАЗ). Проще говоря, этим компаниям запретили поставлять свою продукцию (конкретнее — автобусы) в Украину.

Еще год назад участники рынка были очень осторожны в своих высказываниях. В ассоциации "Укравтопром" сообщили, что "введение санкций не создаст вакуума на рынке, ведь украинские предприятия в состоянии обеспечить потребности в автобусах всех классов и типов".

Однако же в российских СМИ предположили, что введение таких санкций может быть связано с попыткой украинских властей ограничить конкуренцию, защитив тем самым своих автобусных производителей. Но так ли это?

В 2016 году спрос на ПАЗы увеличился в 6,3 раз

Согласно данным ассоциации "Укравтопром", в 2016 году произошел рост продаж автобусов ПАЗ на 984% — до 401 ед. Всего в 2016 году было продано 1293 автобуса.

Российские ПАЗы стали самыми продаваемыми автобусами на украинском авторынке. На втором месте по продажам в 2016 году стали автобусы ATAMAN (Черкасский автобус) с продажами в 257 ед., на третьем — автобусы "Рута" (Часовоярский ремонтный завод).

По данным на 2016 год, автобусы "Богдан" (Корпорация "Богдан") и "Эталон" (Корпорации "Эталон") заняли 4-е и 5-е места соответственно. Автобусов ГАЗ же было продано всего 42 ед.

В январе-апреле 2017 года ситуация снова сложилась в пользу ПАЗов — они на рынке заняли второе место с результатом в 90 проданных автобусов. Опередили Павловский автомобильный завод "Атаманы" с результатом в 108 проданных автобусов. А вот "Богданов" было продано всего 42 ед.

После введения санкций в мае продажи ПАЗов не упали, однако сократились. Так, в 2017 году было продано 212 ед., из которых в мае-декабре 2017 года было реализовано 122 автобуса ПАЗ. Вместе с тем даже российские ГАЗы продавали в августе прошлого года.

Однако лидер на автобусном рынке поменялся, и если в 2016 году лидерство занимали ПАЗы, то в 2017 году их сменили автобусы ATAMAN с проданными 363 автобусами.

Кроме того, выросли до 152 продажи автобусов "Эталон". На уровне 2016 года остались продажи "Богданов" и УАЗов.

Остались вопросы

Признаться честно, первая мысль, которая посетила меня после введения санкций, о том, что украинский рынок наводнят "Богданы". Это выглядело бы логично, ведь совладельцем корпорации "Богдан" ранее был Петр Порошенко. Да и в медиа отмечали, что бывших руководителей не бывает. Напомню, что, по данным СМИ, Корпорация с 2009 года принадлежит бизнес-партнеру Порошенко Олегу Гладковскому (он же — Олег Свинарчук), первому заместителю секретаря СНБО.

Однако статистика свидетельствует, что продажи автобусов "Богдан" в 2017 году остались на уровне 2016 года. Впрочем, в СМИ утверждают, что тремя крупнейшими поставщиками автобусов и троллейбусов после Майдана стали "Богдан", дилер беларусского МАЗа и львовский "Электрон".

Но вернемся к вопросам. Вопрос первый — почему на украинском рынке до сих пор продают ПАЗы и ГАЗы, которые уже год под санкциями?

Вопрос второй — почему под санкции попал российский лидер автобусного рынка и не попал другой российский автопроизводитель — Ульяновский автомобильный завод, который производит УАЗы? 

Отвечая на второй вопрос, в ассоциации "Укравтопром" посоветовали обратиться в СНБО и АП, откуда мы так и не получили ответа.

"Квалифицированно прокомментировать выбор предприятий, попавших под санкции, могут только инициаторы этого решения — СНБО и АП. У нас нет информации на этот счет", — отметили в ассоциации.

Ответа на первый вопрос ни у кого так и не нашлось.