- Дата публикации
Ильдар Салеев, "Донецксталь": как остановить отток кадров и зарабатывать как в ЕС
О конкуренции с европейскими работодателями, модернизации и строительстве шахт рассказал генеральный директор компании Ильдар Салеев.
"Донецксталь", утратившая часть бизнеса с началом войны на Донбассе, прошла через реструктуризацию и смену собственника. Новое руководство сделало акцент на инвестициях в добывающее подразделение. О конкуренции с европейскими работодателями, модернизации и строительстве шахт рассказал генеральный директор компании Ильдар Салеев.
До военных действий на Донбассе в Украине работала группа компаний "Донецксталь" Виктора Нусенкиса. Главными ее активами были Донецкий металлургический завод, шахтоуправление "Покровское", обогатительная фабрика "Свято-Варваринская" и несколько коксохимических заводов. Компания, которую вы возглавляете, тоже называется "Донецксталь". Это правопреемник группы Нусенкиса?
И да, и нет. Мы прошли через сильнейший кризис и полностью потеряли контроль над металлургическими активами. В бизнес вошли несколько новых инвесторов. В результате "Донецксталь" перестала быть горно-металлургической компанией, став крупнейшим поставщиком коксующегося угля в Украине. Мы изменили фокус работы, стратегию и хорошими темпами двигаемся вперед.
В прошлом году компания Fintest Trading Co Limited, которой принадлежала "Донецксталь" — металлургический завод", вышла из состава акционеров. Она продала по 24,98% своих акций четырем независимым инвесторам. В сделку вошли все активы, включая захваченные боевиками группировки "ДНР"? Чем сейчас управляет компания?
После захвата предприятий на неконтролируемых территориях Донецкой и Луганской областей компания не управляет металлургическим заводом в Донецке и двумя коксохимическими заводами в Макеевке, соответственно, отношения к ним мы уже не имеем. Сегодня "Донецксталь" занимается проектами, связанными с добычей коксующегося угля. Речь идет, прежде всего, о шахтоуправлении "Покровское", обогатительной фабрике "Свято-Варваринская", "Шахтостроительной компании" и еще пяти предприятиях, так или иначе тесно кооперирующих с первыми тремя. Мы серьезно трансформировали бизнес и фактически стали центром управления поставками угольного концентрата.
Представители "Метинвеста" после покупки акций говорили, что их основной интерес в этой сделке — шахтоуправление "Покровское" и "Свято-Варваринская" обогатительная фабрика. Будут ли они интегрированы в "Метинвест"?
Кроме "Метинвест Холдинга", как вы ранее верно заметили, среди наших акционеров есть еще три инвестора. Ни один из них не имеет полного единоличного контроля над компанией. Тем не менее, предприятия холдинга являются для нас важными партнерами. Это вполне закономерно. "Метинвест" — один из крупнейших производителей стали в Европе и крупнейший в Украине. А мы крупнейший поставщик коксующихся углей и угольного концентрата. Здесь у нас общие интересы. Мы инвестируем, чтобы нарастить добычу и улучшить качество угольного концентрата, а "Метинвест" заинтересован в увеличении поставок качественного сырья для коксохимов.
Вы уже начали модернизацию? Возможно, есть проекты, которые вы уже реализовываете?
Наша главная задача — в течение пяти лет вернуться к целевому объему добычи угля: в 2012 году добыча составляла 8,3 млн тонн, а в 2018-м — в два раза меньше. Причин тому множество. Но важнее, что сегодня мы с партнерами сфокусировали инвестиции и усилия в тех проектах, которые позволят следующие несколько лет существенно увеличивать добычу и производство концентрата. Инвестиции направлены, во-первых, на приобретение, ремонт и модернизацию техники, во-вторых, на строительство новых объектов. В этом году финансирование программы расширения мощностей превысит $100 млн — на 50% больше, чем годом ранее. Например, ШУ "Покровское" продолжает строительство блока 11, вентиляционного ствола №3 и воздухоподающего ствола №3. Это проекты, которые по масштабу не имеют аналогов в истории угольной отрасли независимой Украины. Фактически строится огромная новая шахта. Это позволит нам получить доступ к 200 млн тонн угля, на разработку которых понадобится несколько десятилетий.
Сейчас на рынке растет кадровый дефицит. Ситуация осложнилась массовой трудовой миграцией украинцев. Как в вашей компании реагируют на эту ситуацию? Как в новых условиях происходит рекрутирование, развитие и удерживание сотрудников?
Единственный способ остановить массовую эмиграцию — дать украинцам уверенность в будущем и конкурентную зарплату. Если люди этого не могут найти у себя в городе, стране, они уезжают. В 2014 году компания впервые столкнулась с оттоком людей, а до этого к нам выстраивались очереди. Понятно, что изначально люди бежали от войны, от политической и экономической нестабильности.
Но сегодня в компании "Донецксталь" есть и стабильность, и возможность достойно зарабатывать, и карьерные возможности. Зарплаты в том же шахтоуправлении "Покровское" по итогам 2018 года уже на 76% выше, чем в среднем по Украине, и на 43% больше, чем в отрасли. После очередного повышения в апреле этого года оклады по некоторым подземным профессиям уже достигли уровня Чехии и Польши, а в ряде случаев и превысили его.
В прошлом году начат масштабный набор сотрудников. Было трудоустроено порядка 200 человек. С начала 2019 года создано уже более 1000 рабочих мест. Еще сотни вакансий с зарплатами более 1 тыс. евро для шахтеров предлагает новый Кадровый центр "Донецкстали". Ищем и водителей, и слесарей, и электрогазосварщиков. Здесь зарплаты будут скромнее, но мы стремимся сравняться в оплате труда с европейским соседями по всем профессиям. Поэтому, в отличие от многих других угольных предприятий, ситуация стала выравниваться. Люди видят, что нет смысла бросать все и ехать в страны Евросоюза, если те же деньги они могут заработать рядом с домом и семьей. Вот так на фоне многолетней стагнации угольной отрасли Украины мы показываем альтернативный путь развития.
Как в компании налажено обучение сотрудников? Какие специальные программы применяются? Какой это имеет эффект на общую эффективность компании?
Сегодня, к сожалению, не всегда уровень подготовки кадров соответствует современным вызовам. Поэтому у шахтоуправления и других предприятий-партнеров есть собственные ресурсы для подготовки и повышения квалификации рабочих. С этого года начали более тесно сотрудничать с вузами, местным лицеем и техникумом в вопросах развития дуального образования. Подписали соглашения с Донецким национальным техническим университетом, Днепровской политехникой и рядом других учебных заведений. Лучшие студенты будут получать шахтерские стипендии и проходить оплачиваемую практику. Также вместе с университетами наши специалисты будут заниматься научными разработками. Для нас важен системный подход и качество подготовки кадров во всей цепочке образования. В условиях постоянного роста уровня механизации и автоматизации производства нам нужны как высококвалифицированные рабочие, так и отличные инженерно-технические специалисты. Поэтому мы одинаково внимательно относимся ко всем категориям наших сотрудников. Мы нашли для бизнеса реальный выход из ситуации. Но без внимания государства системные перекосы на рынке труда и проблему качества образования не исправить.
Также запустили внутренний проект "Академия профессионального роста" для состоявшихся и будущих руководителей. В моем понимании, как только сотрудник перестает развиваться, он моментально не просто останавливается, но и делает шаг назад. Нужно быть в тонусе, узнавать что-то новое, выходить за рамки обыденной операционной деятельности, чтобы потом что-то новое в нее же и привносить. В конечном итоге результат должен отражаться на эффективности всей нашей компании.
Справка о компании
"Донецксталь" — крупнейший поставщик коксующегося угля в Украине. Под руководством Ильдара Салеева компании удалось стабилизировать финансовое положение и провести серьезную трансформацию бизнеса после потери контроля над важными активами на неподконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей. В 2018 году компания утвердила новую стратегию развития. В 2019 году инвестиции выросли на 50%, до $103 млн. Создано более 1000 рабочих мест, разморожены модернизация и строительство промышленных объектов, что позволит в будущем начать разработку запасов угля объемом 200 млн тонн. В течение пяти лет топ-менеджмент планирует увеличить добычу коксующегося угля вдвое, до 8,3 млн тонн.