- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Наша стратегическая цель — на треть сократить время пассажиров в пути — замглавы КГГА Илья Сагайдак
Внесены уточнения после публикации.
В кабинете Ильи Сагайдака, заместителя главы КГГА, одну из стен полностью закрывает транспортная карта Киева, по которой, кажется, он готов водить виртуальные экскурсии.
"Вот здесь пройдет "скоростной коридор", а здесь — появится новая развязка", — говорит он, чертя рукой на карте невидимые линии
В мэрии Сагайдак отвечает за транспортное направление. В первой части интервью он рассказал Delo.UA о том, какие транспортные решения предлагает городу Всемирный банк (ВБ), зачем центр делать пешеходным и какую временную альтернативу метро на Троещину готовят власти.
В чем суть транспортной модели, которую разработал для города ВБ?
Эксперты ВБ просчитали спрос: где, какой и с какой частотой должен ходить городской транспорт. Они рекомендовали нам сделать маршруты более длинными, чтобы пассажир меньше пересаживался, заменить небольшие автобусы автобусами большой вместимости. Все это позволит сократить время поездки по Киеву.
Существует три сценария. Сценарий "А" предполагает покупку новых 235 автобусов, 215 троллейбусов и 63 трамваев. Сценарий "В" предполагает незначительные инфраструктурные изменения, в каких-то местах автобусный маршрут меняется на троллейбусный. Третий сценарий "С" — самый сложный и наиболее затратный — создание девяти скоростных коридоров, имеющих тринадцать ответвлений в одном уровне (обособленная линия для трамваев, троллейбусов, автобусов, которая не пересекает дорожное полотно). Хороший пример — Борщаговская линия скоростного трамвая. Этими 9 коридорами возможно перевозить более миллиона человек в день.
Почему не отдать приоритет метрополитену — он перевозит почти в два раза больше?
Изначально транспортная стратегия города предполагала развитие наземного транспорта как подвозящего к метро и, соответственно, первому уделялось меньше внимания, что привело к перезагруженным веткам второго (например, Святошинско-Броварская линия). Так что, развивая подземку, нужно учитывать и развитие наземного сообщения. Если появится наземная качественная альтернатива, которая гарантированно довезет пассажира в нужную ему точку за короткий промежуток времени — пассажир выберет наземный вид транспорта. Такова психология пассажира — время поездки в метро ощущается намного б о льшим.
Где такие скоростные коридоры планируется построить?
В перспективе линия будет развита в направлении Дарницкой площади, через Лесной массив, с организацией трех маршрутов с общим пассажиропотоком 292 тыс. пасс/час.
На первом этапе развития системы BRT (скоростной коридор — Delo.UA) по рекомендациям экспертов ВБ предусмотрена реализация линии "Троещина — Чоколовка" с ответвлением на Отрадный. С потенциальным суточным спросом в 140 тыс. пассажиров. Проект включает в себя реконструкцию 22 км дороги, обеспечение удобного доступа к станциям и пересадочным узлам — ст. метро Петровка, трамвайной остановке на ул. Фрунзе, ст. м Дорогожичи, ст. м. Шулявская, к линии скоростного Борщаговского трамвая, остановке электрички "Караваевы дачи" и выход к Севастопольской площади. Указанная линия BRT электрифицирована на всем протяжении, что позволяет реализовать троллейбусную систему с высокими технико-экономическими и экологическими показателями.
Как можно сделать этот коридор скоростным, если на Московском мосту — пробки?
Мы должны физически выделить полосу для общественного транспорта, чтобы у автомобилистов не было возможности туда заехать. Транспорт (будет ли это троллейбус или автобус — покажет ТЭО) будет оборудован датчиком GPS , который при приближении общественного транспорта к перекрестку включает длинный зеленый свет.
Остановки оборудуем специальными турникетами, то есть по сути это будет аналог наземного метро.
Сколько будет стоить реализация такого проекта?
По приблизительным подсчетам, реализация идеи вместе с закупкой подвижного состава обойдется нам примерно в 100 млн евро. На первый взгляд кажется, что много, но аналог стоит в десятки раз дороже. Для простого примера приведу строительство метро на Троещину, которое обойдется городу примерно в $1,7 млрд и еще около $700 млн на подвижной состав.
Но дело даже не в деньгах, а во времени. Чтобы построить линию метро, потребуется лет 10-15, а учитывая, как идет такое строительство в Украине, то и все 20 лет. В свою очередь, этот проект с выделенными полосами для общественного транспорта можно реализовать за три года.
Означает ли это, что город приостанавливает планы по развитию метрополитена?
Мы не отказываемся от строительства метро на Троещину совсем, но этот проект очень дорогой. Мы ищем инвестиции. Но понимаем, что людям с Троещины нужно обеспечить нормальное сообщение, поэтому хотим, как временную альтернативу метро, построить там "скоростной коридор".
Также, работаем над проектом строительства метро на Виноградарь (продление на 4 станции Сырецко-Печерской линии — прим. Delo.UA). К концу года ТЭО строительства должно быть готово. По предварительным оценкам, такое строительство обойдется в 4 млрд грн.
Планируете ли достраивать Подольско-Воскресенский мостовой переход?
Мост достраивать будем. Часть работ профинансируем из городского бюджета — снимем временные опоры, закончим арку, то есть завершим начатые этапы работ. Второй частью, тем, что нужно будет возводить с нуля, займется либо инвестор, либо найдем другие инструменты.
Почему инвестор должен заинтересоваться таким проектом?
Как вариант, инвестор может брать плату за проезд по мосту. Я знаю, что даже гипотетическое предположение такой возможности вызовет волну возмущения у горожан, но давайте посмотрим на эту проблему объективно. Если мы будем строить мост за деньги города — мы будем его строить еще очень долго, а у нас сегодня все северные мосты перезагружены. Если мы не построим Подольско-Воскресенский мост в ближайшие несколько лет, средняя скорость движения по городу к 2025 году будет 15 км в час. Велосипеды сейчас быстрее ездят. Поэтому лучше заплатить за проезд какую-то сумму, но сэкономить время и топливо, которое автомобилисты сожгут, простаивая в пробке.
Есть другой вариант — инвестор строит мост для города в кредит.
Над какими еще транспортными проектами работаете?
Мы хотим начать строительство магистрали Нивки-Бровары, это позволит нам загрузить Дарницкий мост — единственный мост, который работает с неполной загрузкой. Также мы сейчас разрабатываем ТЭО строительства развязки на Шулявке. Могу сказать, что для реализации придется снести какую-то часть завода "Большевик". Но такая развязка на 3% улучшит дорожную ситуацию в городе. И приблизит к важной цели — убрать транзит из центра города.
Куда же можно убрать транзит, если в столице нет окружной дороги?
Мы планируем достраивать окружную.
Летом киевляне активно обсуждали проект пешеходного Крещатика. Вы поддерживаете эту идею?
По Крещатику есть идея (в стадии обсуждения) сделать наземные переходы. Один экспериментальный переход уже через две недели может появиться возле ЦУМа. Расчеты показывают, что данное решение не повлияет на трафик. Также мы хотим сделать пешеходной улицу Сагайдачного — отрезок от Контрактовой площадки до улицы Андреевской. Считаем возможность сделать пешеходной улицу Большую Васильковскую — от Льва Толстого до Бессарабской. Мы сделаем там классную пешеходную зону с уличной мебелью и зеленью. Это будет одно из любимых мест для прогулок горожан. Также у нас есть идея сделать частично пешеходной улицу Ярославов вал.
Знаю, что автомобилистам это не нравится, но им уже пора привыкать к этой мысли. К сожалению, многие киевляне забыли, что такое гулять в центре. Мы хотим это исправить, ведь это хорошая европейская практика.