НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Я пришел и сказал: "Научите меня, дяди гонщики" — Валерий Горбань о главном увлечении в жизни

Президент группы компаний "Аскания" Валерий Горбань известен не только как бизнесмен, но и как профессиональный гонщик. Delo.UA продолжает проект "Бизнес-перевоплощения" и рассказывает, как удается совмещать непростой бизнес и хобби, которое тоже приносит успех

Валерий Горбань — мастер спорта международного класса Украины, двукратный абсолютный чемпион Украины по ралли, бронзовый призер чемпионата мира. По его словам, он и сам не знает точное количество кубков. Это при том, что в автоспорт Валерий пришел в уже зрелом возрасте, первый раз за руль спортивного автомобиля он сел в 29 лет.

Как удается совмещать автоспорт с бизнесом?

Это очень серьезное увлечение. Мне не нравится просто отдыхать, предпочитаю заниматься каким-то серьезным делом, которое меня полностью поглощает. Так уж я устроен, для меня это и есть отдых.

В чем сходства и различия в подборе команды для ралли и для бизнеса?

Принципы командообразования везде одинаковы, что в бизнесе, что в спорте, только специфика разная. В автоспорте команда не должна ошибаться, любой выезд на соревнование предполагает, что машина должна быть исправна и доедет до финиша. В бизнесе могут быть какие-то поблажки, там требования менее жесткие, могу закрыть глаза на какие-то недостатки, хотя бизнес тоже требует очень серьезного подхода.

Что стало толчком для прихода в автоспорт?

Однажды я не смог справиться с управлением и попал в аварию. Понял, что надо учиться ездить. Пришел и сказал: "Научите меня, дяди гонщики". В итоге я начал участвовать в соревнованиях и повышать свой профессиональный уровень. Учусь по сей день.

Можете назвать самый сложный момент в этом виде спорте?

Самое трудное, особенно в начале, справиться со своими эмоциями, ехать дальше, продолжать гонку после аварийной ситуации на трассе. Бывают моменты, когда тебя захлестывают эмоции, инстинкт самосохранения, появляется желание почувствовать себя в безопасности. Сейчас уже легче, период восстановления проходит быстрее. Раньше чувство опасности могло преследовать еще несколько соревнований после неприятного инцидента. Сейчас в какой-то экстремальной ситуации с самообладанием гораздо лучше.

Как удается справляться со страхом?

Не верьте тем, кто говорит, что гонщики бесстрашные. Другой вопрос, что спортсмен четко понимает, что можно и что невозможно. Мы все это четко просчитываем и стараемся свести риски к минимуму. Так что гонщики не бесстрашные, у них очень развито чувство самосохранения, даже сильнее, чем у остальных.

Помните эмоции от своего первого кубка?

Так сложилось, что я выиграл первую же свою гонку, конечно, эмоции переполняли. Но палитра чувств от пилотирования автомобилем гораздо больше, чем от самих кубков. Кубки — это уже постфактум, для меня это не самоцель.

Момент управления автомобилем в экстремальных ситуациях для меня более значим, чем просто награды.

Если бы для меня это было профессией и работой, я бы, наверное, относился к этому по-другому, но для меня это хобби.

Как выбираете машину для гонок?

Это зависит от серии, в которой планирую участвовать. На чемпионате Украины я начинал с переднеприводных машин, сначала была 8-я модель "Жигулей", потом 12-я, далее пересел на Mitsubishi Lancer, потом Subaru. Но все это для очень простых классов с точки зрения автоспорта. Чемпионат мира требует уже автомобилей другого уровня и класса. Тут нужна категория WRC, автомобили максимальные по подготовке, это максимум, что есть на сегодняшний день в раллийном автоспорте.

Как проходит подготовка к ралли?

Сначала мы дважды проходим трассу до соревнований. Первый раз пишем стенограмму, это описание дороги, расстояние до поворота, его сложность, особенности, которые надо учитывать при прохождении. Второй раз проверяем стенограмму и потом уже едем в "боевом" режиме.

Что самое сложно при прохождении трассы?

В каждой стране своя специфическая трасса. Одинаковых дорог нет: какие-то более скоростные, какие-то более прыжковые, в горах сложно с точки зрения градации, где-то дороги узкие, где-то широкие. Но специфика моего спорта в том, что максимально быстро надо ехать по любой дороге.

Что для вас значит взаимодействие со штурманом?

Это все. Ты либо веришь, выполняешь то, что он тебе говорит, либо нет. Ты не можешь не доверять, сомневаться, надо верить второму пилоту на все 100%. У меня в этом году новый штурман, мы пару гонок прикатывались, похоже, что все нормально.

Как происходит выбор гонок?

Я ехал раньше чемпионат Украины довольно долго, но последние 4 года я еду только чемпионат мира.

А почему именно ралли?

Это наиболее сложный вид автоспорта. Мы едем по дорогам общественного пользования, которые перекрываются на момент соревнований. Очень разные трассы, более того, с каждым новым проездом дорога меняется.

Сложно потому, что ты не просто едешь по дороге, но еще и не знаешь, куда ты едешь. Ты веришь штурману.

Получается такой комплекс, в котором неповторимость дороги, разные покрытия, конфигурации, взаимодействие в экипаже, профессионально подготовленная команда инженеров и механиков. Все это привлекает меня. Чем сложнее, тем лучше.

А пробовали другие виды автоспорта?

Да, кольцевые гонки. Там ты один едешь по какому-то кольцу, которое уже знаешь наизусть. Там тоже есть свои прелести, например, контактная борьба, но это несравнимо с ралли.

Что для вас Эверест в этом виде спорта, который обязательно нужно покорить?

Может быть, ралли Монте-Карло, в котором я пока не участвовал. Этой гонки сейчас нет в моем графике соревнований. Трасса очень сложная. Ты стартуешь на асфальте, потом у тебя снег, потом лед. Это все надо проходить на обычных колесах, на "летних", можно сказать. Все это требует очень большой концентрации. Я для себя решил, что под конец своей спортивной карьеры обязательно приму участие в этой гонке.

Вы уже видите конец своей спортивной карьеры?

Пока нет. 3-4, может, 5 лет точно буду участвовать. Но все-таки 50 лет уже солидный возраст для чемпионата мира. Конечно, я буду выезжать на какие-то соревнования, но участие в чемпионате мира требует очень большой концентрации.

Как внутренне собираетесь перед гонками? Можете описать сутки до соревнований?

Раньше я испытывал довольно сильный предстартовый мандраж. Сейчас, с опытом, все уже спокойней. За два дня до соревнований мы знакомимся с трассой, это очень насыщенный этап, мы проезжаем по тысяче километров, что для организма довольно тяжело. Перед самим стартом стараюсь отдохнуть, чтоб эмоциональное напряжение спало, но это не всегда удается.

Какая трасса далась вам сложнее всего?

Это было в самом начале карьеры, зимние соревнования в России, мне они покорились только с пятого раза. В Карелии довольно сложная дорога и сама по себе зимняя езда очень специфическая. Эти гонки дались мне сложнее всего, но сейчас мне больше всего нравятся именно зимние трассы.

То, что дает ралли, помогает в бизнесе?

Это меня в тонусе держит. Я знаю, что все надо делать на максимуме, что даже самая простая гонка опасна и надо к этому относиться очень серьезно. Этот тонус помогает не только в спорте, но и поддерживает меня в бизнесе.

Ваше хобби дало толчок дополнительному бизнесу. Как удалось все оптимизировать?

Да, мы занимаемся ремонтом машин и предоставляем другие виды сервиса. У нас уникальная база, команда которой позволяет участвовать в чемпионате мира. Это большое достижение, я не просто спортсмен, моя команда способна обеспечить сервис и качество обслуживания, необходимые для мировых соревнований. Было бы странно, имея такую базу и такую инфраструктуру, не использовать ее параллельно для других целей, ведь подготовка к гонкам дает не 100% загрузки.

После прихода в автоспорт у вас изменилось отношение к обычной езде по дорогам? К водителям, которые едут рядом с вами?

Очень сильно изменилось. До этого у меня максимализм везде прослеживался, я признавал только полный газ и полный тормоз. Когда я начал заниматься автоспортом, то понял, что надо ездить спокойно по двум причинам. Во-первых, лишний раз нажать на газ уже не вызывало какого-то внутреннего интереса, который был раньше. Во-вторых, когда ты сидишь в машине, которая не защищена, сам ты без шлема, без ремней спортивных, без каркаса, это очень небезопасно, если будет какой-то инцидент на дороге. Основная проблема — это удар головой о стойку и черепно-мозговая травма.

Намного безопасней ездить на спортивном автомобиле, где есть системы безопасности, чем просто ездить, даже медленно, на обычной машине.

Я стал спокойней ездить, потому что не вижу в этом необходимости, и понимаю, что это не безопасно. Более профессиональное отношение появилось в целом к восприятию автомобиля, дороги. Если я сажусь в другую машину, то я могу очень быстро адаптироваться к ней, даже не чувствую, что это не мое авто. Раньше такого не было, нужно было время, чтоб я адаптировался, почувствовать автомобиль. Что касается других участников движения, если меня кто-то обгоняет, я всегда его пропускаю. Я еду всегда в своем темпе, меня никто не раздражает на дороге.

Группа компаний "Аскания" имеет множество бизнесов в разных сферах. Как удается в одной голове совместить знание машин, цветов, оружия, логистики, продуктов питания и т.д.?

Это все имеет единое начало. Сам процесс везде базовый. Надо находить, в чем проблема, и ее решать. Это можно объяснить техническим складом ума, который мне позволяет и там, и там понимать эту специфику.

Что бы вам хотелось добиться для Украины в автоспорте?

Я был функционером до 2013 года, возглавлял комитет ралли и был в президиуме автомобильной федерации. Сейчас я только спортсмен.

Куда можно двигаться в Украине?

Повышать профессиональный уровень как спортсменов, так и организации автомобильных соревнований. К сожалению, после кризиса 2014 года он опустился ниже некуда. Украина добилась довольно серьезных успехов, в период с 2012 по 2014 мы занимали 5 строчку в рейтинге европейских стран по развитию ралли. Двигаться всегда есть куда, было бы желание и возможности. Автомобильный спорт требует к себе очень большого внимания организаторов, потому что проведение соревнований очень сложный процесс, где нужны и люди, и финансы. Мы уже были готовы проводить чемпионат Европы в Украине с перспективой провести чемпионат мира, но сейчас наблюдается откат назад.

Не хотите открыть спортшколу?

Сейчас в стране нет инфраструктуры, которая бы позволяла молодым спортсменам развиваться. У нас есть способные ребята, но проявить себя они не могут, потому что организация всех спортивных соревнований находится на очень низком уровне. Автоспорт так устроен, что для участия в мировых сериях нужно показать себя сначала на национальных соревнованиях. Сейчас в Украине на одаренных ребят даже посмотреть негде, все находится в зародышном состоянии. Надо понимать, что это сложный, дорогой и опасный вид спорта.

Ваши близкие не против такого увлечения?

У меня получилось объяснить им, почему для меня автоспорт так важен. Хотя мама, наверное, переживает по сегодняшний день.

Можете дать несколько советов людям, которые хотят этим заняться, но не знают, с чего начать?

Самый доступный и правильный путь — это картинг. Это и недорого и спортивная дисциплина, которая, как азбука, учит азам в езде и управлении автомобилем.