К чему приведет ограничение импорта бензина

Почему инициатива "Укртатнафты" по ограничению импорта топлива в Украину — провальна
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Сейчас в центре внимания участников рынка нефтепродуктов находится инициатива "Укртатнафты". Крупнейший нефтеперерабатывающий завод страны обратился в Министерство экономического развития и торговли с заявлением о проведении спецрасследования касательно импорта нефтепродуктов. Заводчане пишут, что за последние 12 лет импорт стал причиной закрытия украинских НПЗ, и что закроются и оставшиеся, если их не защитить. Поэтому предлагается ввести квоты на импорт, а также пошлины на объемы поставок сверх квот. Благодаря этой мере, уже в 2019 году "Укртатнафта" видит возрождение остановленных украинских заводов и их суммарную долю на рынке на уровне 70% (сегодня около 20%). Вроде бы неплохо, но это только на первый взгляд.

Мне посчастливилось поработать в топливном ритейле в два разных периода времени — до 2005 года и после. С 2001 года я руководил донецкой сетью "Параллель", тогда мы были белыми воронами: продавали импортный высокооктановый бензин, который везли за тридевять земель из Литвы. На всю страну было две или три компании, которые импортировали постоянно. На цены было страшно смотреть, но у нас были одни из самых высоких продаж. Люди готовы были платить эти деньги за качество. Я уже тогда не понимал, почему у нас нельзя сделать такой бензин?

Но хуже всего было другое: до 2005 года ты полностью зависел от настроения дяди на нефтеперерабатывающем заводе. Тебе рассказывали, что ты должен делать, чтобы получить нефтепродукт. Если ты не договорился, вариантов было немного, в основном — продажа бизнеса. А ведь тогда было семь заводов, а не два, как сейчас.

Весной 2005 года бензин на заводах пропал. Тогда был невиданный кризис, на некоторых заправках топлива не было даже по талонам. В то время Кабмин принял единственно правильное решение — снял сборы и пошлины на импортные нефтепродукты. Рынок наполнился за две недели. С тех пор, — а прошло уже 13 лет, — я не помню ни единого ресурсного и вызванного им ценового кризиса на рынке бензина и дизельного топлива. Да, цены росли, но только под влиянием внешней конъюнктуры, а не потому, что какой-то завод поломался. А ломались или уходили на ремонт они почему-то в самые неподходящие моменты. И начиналось: скандалы, собрания трейдеров на "ковре" в Кабмине, регулирование цен, проверки сетей силовиками, пожарными и еще непонятно кем.

Все это исчезло после 2005 года. Была создана гибкая и разветвленная система поставок нефтепродуктов, которая сегодня насчитывает более 10 стран.

Инициатива "Укртатнафты" — ностальгия по тем временам, когда покупатели выстраивались в очередь к НПЗ. Только теперь не семь заводов, а два. По факту и вовсе один, если учесть, что Шебелинский ГПЗ небольшой по мощности и продает свою продукцию на бирже. Из тех 70% рынка, о которых говорит "Укртатнафта" с прицелом на 2019 год, 60-65% будет за ней. А это уже называется монополия. Что это значит для рынка и для потребителей — я знаю не понаслышке.

Я не верю в рассказы о возрождении остановленных НПЗ. Попробуйте оставить автомобиль на стоянке на 12 лет, можно будет его потом восстановить? Теоретически, можно, но будет стоить дорого, а смысла особого не имеет. С заводами ситуация еще хуже, потеряно время, на рынке избыток всех марок топлива. А самое главное — спрос падает. Проблемы "Укртатнафты" со сбытом бензина, которые она даже не скрывает, и которые, насколько мне известно, являются основным двигателем процесса введения квот и пошлин, не имеют персонального характера. Бензин в Кременчуге может быть неплохого качества, но просто он не нужен потребителю как таковой. Кто победнее, ездит на сжиженном газе, а кто побогаче — выбирает тот же литовский или белорусский бензин. А теперь всем нам прикажут ездить на кременчугском бензине, потому что другой будет недоступным? Думаю, общество не примет такой откат назад.

Давайте посмотрим и с другой стороны. На кого предлагается сделать ставку, кому отдать рынок? С 2007 года "Укртатнафта" демонстрирует преимущественно убытки, хотя были периоды, когда украинская нефть на нее поступала по ценам в четыре раза ниже рыночных, например, в 2009 г.

За 10 лет на заводе не построено ни единой новой установки, которая бы существенно изменила глубину переработки — ключевой показатель любого НПЗ.

Или возьмем другое предприятие группы "Приват" — "Укрнафту". Это крупнейший должник госбюджета — 13,8 млрд грн. Даже в периоды рекордных цен на нефть, когда она взлетала до $150 за баррель, особых финансовых успехов тоже не было заметно. Может, компания инвестировала в развитие? Но добыча нефти и газа у нее за последние 10 лет упала в разы. Где же деньги?

Осмелюсь предположить, что весомая часть этих денег в медиа-холдингах и политических партиях, которые в парламенте снова-таки обеспечивают сохранение системы паразитирования финансово-промышленных групп на государственных компаниях. Я напомню, что государству в лице НАК "Нафтогаз Украины" принадлежит 43% акций "Укртатнафты" и 50% + 1 акция "Укрнафты". Несмотря на столь внушительные пакеты, в управлении этими активами госакционер не участвует.

Уверен, если создать справедливую систему управления этими компаниями, с введением представителей государства в органы управления, отчетность и динамика развития "Укрнафты" и "Укртатнафты" изменятся кардинально. Чего стоит пример государственной "Укргаздобычи", которая за два года выстроила прозрачную систему продаж нефтепродуктов, провела "большую стройку" и продолжает модернизацию Шебелинского ГПЗ с целью расширения производства. За топливо компании на открытых торгах идет настоящая борьба и стоит оно не меньше импортных аналогов. Все знают, что нефтепродукты будут отгружены в полном объеме, заявленного качества и в срок.

К сожалению, такой лояльности рынка к "Укртатнафте" мы не наблюдаем. Исправить ситуацию можно, но необходимо время и готовность быть прозрачным и предсказуемым, чтобы все могли убедиться в твоей надежности.

А на сегодня мы даже не знаем, сколько топлива производит "Укртатнафта" — она уже 4 года не отчитывается перед Минэнерго и Госкомстатом.

Проблемы "Укртатнафты" имеют нерыночный характер и связаны с особенностями владения этим заводом, его менеджментом и маркетингом. Но вместо того чтобы измениться самой, "Укртатнафта" предлагает изменить окружающий рынок, переломив его через колено. Это мы уже проходили, и это не "летает". Рынок свои уроки хорошо выучил.