Как буксирные фирмы-"прокладки" могут стать причиной аварии в украинских морпортах

Как буксирные фирмы-"прокладки" могут стать причиной аварии в украинских морпортах
Активная аннексия украинских морпортов буксирными фирмами-прокладками с "благословения" народных депутатов и чиновников из АМПУ продолжается
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Компании-однодневки, несмотря на активные протесты сотрудников портов, работают уже в нескольких портах Большой Одессы. Следующим на очереди, после "Черноморска", куда пару недель назад зашли российские буксиры, стал морской торговый порт "Южный". В нем начал свою работу буксир "Витязь" фирмы-"прокладки" "Аксон Шиппинг", за которой стоит Сергей Назаренко-младший, сын уволенного директора Одесского ОПЗ Сергея Назаренко. И именно этот буксир может стать "бомбой замедленного действия", которая приведет к серьезной трагедии в порту.

Что это за буксир "Витязь"

Официально буксир "Витязь"принадлежит МТП "Усть-Дунайск". На официальном сайте порта действительно есть информация об этом плавсредстве. Указано даже, что "Витязь" находится в аренде. Правда не указано, что новый временный собственник — это компания "Аксон Шиппинг", с уставным фондом в 10 тысяч гривен. Возникает закономерный интерес: какими аргументами обладала компания со всеми признаками фиктивности, чтобы "убедить" госпорт отдать в аренду буксир? И можно ли исключить коррупционную составляющую в этом деле? Вряд ли. 

Согласно официальным постановлениям порта "Южный", которые обязательны для выполнения всеми субъектами хозяйствования, буксиры должны быть достаточной мощности, оборудованы пожарными средствами, иметь работающую исправную радиостанцию, оснащены комплектами дыхательных аппаратов. Члены экипажа должны быть обучены работе с газовозами в специальных центрах. 

Теперь о самом буксире. "Витязь", по данным источника в порту "Южный", будет заниматься услугами буксиро-безопасности при обслуживании газовозов, а также участвовать в швартовых операциях. В связи с этим возникает целый ряд вопросов. 

Во-первых, буксиру 35 лет. Он, согласно официальным данным, 1985 года выпуска. С одной стороны — не такой уж и большой срок для буксира. Но с другой стороны надо учесть, что он все время был на балансе государства, и в него не вкладывали существенных средств, тем более, не модернизировали. Во-вторых, портовики отмечают, что его мощности — 2500 лс не хватит для того, чтобы выполнять заявленные функции, поскольку это смогут сделать только суда от 3800 лс включительно. 

"Также непонятна квалификация экипажа, и обучен ли он в сертифицированном центре по работе с газовозами. Остается неясным вопрос в целом технической исправности "Витязя", к примеру, есть ли комплекты дыхательных аппаратов для членов экипажа. Кроме всего прочего, этот буксир — одновинтовой, недостаточно маневренный, и у него нет носовой буксирной лебедки, что влияет на безопасность при швартовых работах. Да и в целом в наше время, с теми объемами работ и задачами, которые обычно выполняют портовики, одновинтовой неманевренный маломощный буксир просто не справится. Это как использовать гужевую повозку в век автомобилей с автопилотом", — отметил сотрудник порта "Южный". 

Собеседник также добавил, что, по слухам, человек, согласившийся работать капитаном на этом буксире, — вообще не имеет соответствующего диплома, поэтому "Аксон Шиппинг" продолжает искать нового командира судна.

"Но я не знаю, кто согласится на такую работу. Это чистой воды самоубийство: работать на старом буксире, который потенциально может стать причиной серьезной аварии в порту. Ведь обслуживание газовозов — это очень ответственное и серьезное дело. Здесь нужна хорошая техника и высокая квалификация персонала. Как с этим будет справляться "Витязь" — мы не представляем. Но хорошо понимаем, какими фатальными последствиями это может обернуться для нас всех", — добавил собеседник.

Отметим, что морской порт "Южный" находится в непосредственной близости от многочисленных густонаселенных пунктов. Поэтому организация и обеспечение безопасности в порту — стратегически важная задача как администрации морского порта Южный, АМПУ, так и Одесского припортового завода, потому что критично важно для Одесского региона и безопасности сотен тысяч людей.

Возникает вопрос: неужели ради быстрой наживы администрация порта "Южный", руководство АМПУ и ОПЗ готовы рискнуть жизнями тысяч людей, разрешая работать в порту, который является стратегическим объектом для нацбезопасности, старому буксиру, который физически не может выполнить поставленных перед ним задач? И кто в итоге будет отвечать за возможные фатальные последствия?

Напомним, СМИ неоднократно писали о том, что в начале лета 2020 года вокруг портов Большой Одессы (Одесса, Черноморск, Южный) появился ряд новых буксирных компаний-"прокладок". Это "Ник-флот", "Вега Шиппинг", "Украинская буксирная компания", "Аксон Шиппинг" и "Нави Шиппинг", которые созданы всего несколько месяцев назад, их уставные фонды составляют всего пять тысяч гривен, у них отсутствуют собственные буксиры. Кроме того, в порт "Черноморск" уже зашли российские буксиры, которые активно использует компания скандально известного бизнесмена Андрея Иванова "Трансшип".

Также журналисты неоднократно указывали, что одним из идеологов этой схемы является народный депутат, глава транспортного комитета Юрий Кисель, который покровительствуют этим коррупционным буксирным оборудкам и давит на руководство портов и филиалов АМПУ.