Если вам кажется, что сегодня жизнь становится все насыщенней и активней, то вы не одиноки в своих ощущениях. Имея доступ практически к любой информации в один-два клика, нам кажется, что это упрощает жизнь и создает ощущение, что мы можем успеть за сутки гораздо больше, чем раньше.
В результате потребители во всем мире всеми силами стараются идти в ногу с неустанно ускоряющимся временем и эволюцией технологий. Любые способы упростить процесс или автоматизация приходят на помощь потребителю, чтобы облегчить ему жизнь. Задача компаний на рынке товаров повседневного спроса (FMCG) заключается уже даже не в том, как адаптировать свои продукты и решения под скорость эволюции, а как опередить темп, понимая, как меняется потребительский спрос, и какие решения будут востребованы.
Когда речь заходит об удобстве, то первое, что приходит на ум, это концепции небольших форматов розничных магазинов и набирающая обороты развития электронная коммерция.
Маленький да удаленький
Разумеется, понятие удобства не ограничивается форматом магазина или виртуальной полкой. Потребители также формируют ландшафт розничной торговли. По данным нашего исследования Retail growth strategies, 46% потребителей считают шопинг рутиной. И это неудивительно в условиях постоянной занятости, загруженности транспорта и небольшой жилплощади. Как следствие, вместо больших закупок потребители стали ходить в магазины чаще и покупать меньше и только то, что необходимо здесь и сейчас. Так, 10% заявляют, что покупают только то, что им нужно, чтобы приготовить еду на сегодня. Эта тенденция указывает на то, что оффлайн среде надо быстро реагировать и адаптироваться к потребительскому спросу.
Физические магазины еще долго не исчезнут из жизни покупателя, но формат большого магазина в долгосрочной перспективе потеряет свою популярность из-за сложности добираться и неудобства найти товар быстро. Напротив, магазины, расположенные в густонаселенных районах, местах скопления транспорта с удобным сервисом самовывоза продолжат набирать обороты популярности. Мы уже видим этот тренд на рынке в некоторых регионах. Во всем мире маленькие форматы фиксируют более интенсивный рост по сравнению с крупными магазинами. Данные ритейл-аудита показывают, что 25% продаж и 70% поездок за покупками на рынке FMCG приходится на малые форматы — доказательство того, что небольшие магазины попадают точно в целевую аудиторию и отвечают потребностям тех, кто ищет удобство.
На пути к омниканальности
Несомненно, цифровые технологии будут постоянно двигать ритейл в сторону омниканальности. Даже в тех сферах, где онлайн-продажи пока слабо развиты, например, в продаже продуктов питания через интернет. Согласно ежегодному исследованию E-commerce, 26% потребителей в мире покупают свежие продукты питания онлайн, что на 15% больше, чем в 2016 году. Но независимо от того, где и как потребители покупают товары, они ожидают получить приятный и удобный опыт от покупки. Будь то большой гипермаркет, маленький магазин у дома или интернет-полка, покупателя должны сопровождать удобная навигация, качественный сервис и технологические решения, которые обеспечат удобную, простую и полезную покупку.
В будущем покупателя ждет отказ от привычной покупки и переход на автозаказ, автоматический список, сформированный за вас искусственным интеллектом, дополненная реальность и другие технологии, и это путь в будущее. Технологии обеспечат уникальный опыт покупателю независимо, где совершается покупка: в магазине, на ходу или дома с доставкой или легкой услугой самовывоза.
Да, омниканальность и онлайн-магазины открыли двери мировым брендам к океану возможностей и предоставили потребителю бесконечный и порой чрезмерный выбор товаров. И выиграют те производители и ритейл, кто сможет знание о быстро меняющемся потребителе и его привычках превратить в более удобный и легкий покупательский опыт. Существует много предположений о том, что FMCG будет развиваться исключительно в онлайн, поскольку спрос на удобство говорит в пользу электронной коммерции. Многие считают, что развитие e-commerce плохо для оффлайн ритейла, но мы видим здесь только возможности. "Удобные" решения могут значительно повысить спрос на оффлайн-магазины. Подумайте о безналичных и бесконтактных платежах, услуге по предзаказу товара и самовывозе из магазина. Спрос на кирпичный магазин будет всегда, однако обязательным станет омниканальное присутствие ритейла.