Если вам кажется, что сегодня жизнь становится все насыщенней и активней, то вы не одиноки в своих ощущениях. Имея доступ практически к любой информации в один-два клика, нам кажется, что это упрощает жизнь и создает ощущение, что мы можем успеть за сутки гораздо больше, чем раньше.
В результате потребители во всем мире всеми силами стараются идти в ногу с неустанно ускоряющимся временем и эволюцией технологий. Любые способы упростить процесс или автоматизация приходят на помощь потребителю, чтобы облегчить ему жизнь. Задача компаний на рынке товаров повседневного спроса (FMCG) заключается уже даже не в том, как адаптировать свои продукты и решения под скорость эволюции, а как опередить темп, понимая, как меняется потребительский спрос, и какие решения будут востребованы.
Когда речь заходит об удобстве, то первое, что приходит на ум, это концепции небольших форматов розничных магазинов и набирающая обороты развития электронная коммерция.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaМаленький да удаленький
Разумеется, понятие удобства не ограничивается форматом магазина или виртуальной полкой. Потребители также формируют ландшафт розничной торговли. По данным нашего исследования Retail growth strategies, 46% потребителей считают шопинг рутиной. И это неудивительно в условиях постоянной занятости, загруженности транспорта и небольшой жилплощади. Как следствие, вместо больших закупок потребители стали ходить в магазины чаще и покупать меньше и только то, что необходимо здесь и сейчас. Так, 10% заявляют, что покупают только то, что им нужно, чтобы приготовить еду на сегодня. Эта тенденция указывает на то, что оффлайн среде надо быстро реагировать и адаптироваться к потребительскому спросу.
Физические магазины еще долго не исчезнут из жизни покупателя, но формат большого магазина в долгосрочной перспективе потеряет свою популярность из-за сложности добираться и неудобства найти товар быстро. Напротив, магазины, расположенные в густонаселенных районах, местах скопления транспорта с удобным сервисом самовывоза продолжат набирать обороты популярности. Мы уже видим этот тренд на рынке в некоторых регионах. Во всем мире маленькие форматы фиксируют более интенсивный рост по сравнению с крупными магазинами. Данные ритейл-аудита показывают, что 25% продаж и 70% поездок за покупками на рынке FMCG приходится на малые форматы — доказательство того, что небольшие магазины попадают точно в целевую аудиторию и отвечают потребностям тех, кто ищет удобство.
На пути к омниканальности
Несомненно, цифровые технологии будут постоянно двигать ритейл в сторону омниканальности. Даже в тех сферах, где онлайн-продажи пока слабо развиты, например, в продаже продуктов питания через интернет. Согласно ежегодному исследованию E-commerce, 26% потребителей в мире покупают свежие продукты питания онлайн, что на 15% больше, чем в 2016 году. Но независимо от того, где и как потребители покупают товары, они ожидают получить приятный и удобный опыт от покупки. Будь то большой гипермаркет, маленький магазин у дома или интернет-полка, покупателя должны сопровождать удобная навигация, качественный сервис и технологические решения, которые обеспечат удобную, простую и полезную покупку.
В будущем покупателя ждет отказ от привычной покупки и переход на автозаказ, автоматический список, сформированный за вас искусственным интеллектом, дополненная реальность и другие технологии, и это путь в будущее. Технологии обеспечат уникальный опыт покупателю независимо, где совершается покупка: в магазине, на ходу или дома с доставкой или легкой услугой самовывоза.
Да, омниканальность и онлайн-магазины открыли двери мировым брендам к океану возможностей и предоставили потребителю бесконечный и порой чрезмерный выбор товаров. И выиграют те производители и ритейл, кто сможет знание о быстро меняющемся потребителе и его привычках превратить в более удобный и легкий покупательский опыт. Существует много предположений о том, что FMCG будет развиваться исключительно в онлайн, поскольку спрос на удобство говорит в пользу электронной коммерции. Многие считают, что развитие e-commerce плохо для оффлайн ритейла, но мы видим здесь только возможности. "Удобные" решения могут значительно повысить спрос на оффлайн-магазины. Подумайте о безналичных и бесконтактных платежах, услуге по предзаказу товара и самовывозе из магазина. Спрос на кирпичный магазин будет всегда, однако обязательным станет омниканальное присутствие ритейла.