Чтобы бизнес устойчиво развивался в непростых экономических условиях Украины, необходимы равные конкурентные условия и прозрачные бизнес-практики, независимо от отрасли и размера компании. Приходит понимание, что коррупция ухудшает инвестиционный климат и не дает предпринимателям расправить плечи.
Чем теневые практики чреваты для бизнеса? Во-первых, низкими шансами привлечь иностранные инвестиции и выйти на зарубежные рынки. Во-вторых, невозможностью строить экономические отношения с развитыми рынками, где добропорядочность — уже давно образ мышления и культура.
Комплаенс в украинских реалиях
Руководители компаний часто задаются вопросом, как избежать потерь в бизнесе. Причин таких потерь может быть множество: взыскание имущества, просрочка поставки товаров, неправильное ценообразование, обыски, действия неквалифицированных сотрудников, штрафы. Список можно продолжать. На самом деле есть перспектива управлять подобными рисками благодаря комплаенс-программам.
Комплаенс-системы помогают компании наладить антикоррупционные практики, развить культуру нулевой толерантности к коррупции, отстроить бизнес-процессы в соответствии с этическим стандартами.
Традиционно комплаенс состоит из таких направлений, как противодействие коррупции, разработка документов согласно законодательству, защита данных, устранение конфликта интересов. "Библия" ответственных компаний — это "Кодекс корпоративного поведения" (Code of Conduct), который регламентирует нормы взаимодействия компании и ее сотрудников со стейкхолдерами. Кроме того, в компании также может быть внедрен "Кодекс корпоративной этики" (Code of Ethics), "Политика получения и дарения подарков" (Gift policy) и пр.
Среди преимуществ комплаенса для бизнеса — упрощение процедур due diligence, более быстрое заключение сделок с партнерами ввиду прозрачности оргструктуры и финансов, сокращение сроков получения грантовой поддержки и кредитования, повышение узнаваемости и, как следствие, расширение рынков и улучшение финансовых результатов компании.
Важный момент, на котором хотела бы остановиться отдельно — это привлечение иностранных инвестиций. Потенциальные партнеры за рубежом обязательно будут обращать внимание на факт наличия у компании комплаенс-стандартов. Уважаемые компании уже давно внедрили программы деловой этики, потому хотят быть уверенными в том, что взаимодействие с украинскими партнерами не будет иметь негативных последствий.
То есть мы видим, что прозрачность действительно капитализирует деловую репутацию.
Этичный бизнес: спрос и предложение
Идея популяризировать этичный бизнес родилась в январе 2017 года. Год назад, 9 октября 2017 года, состоялось учредительное собрание 46 компаний-участников. Эта дата считается официальным запуском деятельности Всеукраинской сети добропорядочности и комплаенса (UNIC) — платформы для бизнеса с нулевой толерантностью к коррупции. Впервые в истории Украины группа ответственных компаний взялась за создание в частном секторе пласта, невосприимчивого к коррупции. Это не закрытый "элитарный клуб" для избранных. Это союз компаний — от бизнесов с несколькими сотрудниками до международных гигантов — которые решили продвигать честные практики, готовы "очищаться" сами и очищать среду, в которой работают. Своим примером они вдохновляют коллег по рынку, популяризируют идею порядочных отношений. За этот год мы прошли непростой путь и рады тому, что запрос на честную игру подтвердился.
Сегодня Сеть объединяет почти 60 компаний, в которых работает более 83 тысяч сотрудников в 46 городах Украины. UNIC — живой организм, мы тесно работаем с компаниями-членами, способствуем нетворкингу, проводим просветительские мероприятия и тренинги для повышения квалификации и понимания принципов этичного ведения бизнеса. Само членство не говорит о том, что компанию уже можно причислить к "лику святых". Более того, если компания не выполняет обязательства, ее могут исключить из Сети. А это уже серьезный репутационный удар. Вступая в Сеть, бизнес понимает, на что идет.
Высокую оценку своего уровня добропорядочности и право использовать логотип Сети для маркировки товаров и услуг компания получает только после прохождения сертификации. Сертификация — процесс добровольный, это официальное подтверждение независимыми экспертами высокого уровня комплаенса в компании. Это своеобразный знак качества для клиентов, партнеров, инвесторов — право вхождения в "белый список" надежных контрагентов для сотрудничества.
Наши компании-участники не боятся открыто говорить о трудностях, с которыми столкнулись, и путях решения. Они заряжают коллег по рынку верой в то, что в Украине можно и нужно решать проблемы в открытую.
Например, год назад компания Oriflamme провела налоговую проверку, которую сама же и инициировала. Это было решение штаб-квартиры в рамках реструктуризации украинского подразделения. Компания хотела убедиться, что у них со времени последней налоговой проверки в 2012 году все в порядке c налоговым учетом за 2013-2015 гг. Предварительно они прошли проверку одной из аудиторских компаний большой четверки, в рамках которой получили ответ, что они еще и переплатили налогов на много миллионов гривен. Налоговая же думала иначе, и по результатам проверки выставила доначисления в размере 72 млн гривен. Если бы не уверенность в правоте, компании ничего бы не осталось, как уплатить эту сумму. Но Oriflamme настояла на дополнительной проверке и доказала свою позицию, не доводя дело до административного и судебного обжалования. Это был переломный момент, который дал менеджменту компании силы и желание участвовать в создании платформы для этичного бизнеса.
О перспективах
Наша цель — создать критическую массу компаний-амбассадоров ценностей прозрачности и бизнес-этики, которые своим примером будут вдохновлять коллег по рынку меняться. Мы будем подключаться к разработке рекомендаций для госорганов по минимизации коррупционных рисков. Планируем также создать учебный курс по комплаенсу, где будут готовить комплаенс-специалистов, и развивать антикоррупционную культуру в стране в целом.
Мы хотим привлечь как можно больше ответственных компаний к движению за прозрачность. Это не просто, потому что мы не привыкли активно объединяться, и вопрос выживания в наших экономических условиях все еще стоит гораздо острее, чем готовность распространять стандарты добропорядочности. Но чем чаще я общаюсь с бизнесом, тем больше склоняюсь к тому, что нельзя сужать интересы и ограничиваться только краткосрочными целями. Государственная система не переродится в один момент, нельзя стоять в стороне и ждать, пока все само идеально заработает. Нужно начинать с себя, объединять усилия, внедрять изменения, вдохновлять на это других, очищать среду, в которой живешь и работаешь. Ставить себе амбициозные цели и идти к ним каждый день. Уверена, что правильная постановка целей и приоритетов приведет к системным изменениям ведения бизнеса и деловой среды.