НБУ курс:

USD

41,53

+0,02

EUR

45,00

--0,16

Наличный курс:

USD

41,50

41,40

EUR

45,30

45,10

Как кризис сказался на потреблении снеков в Украине

Ольга Семченко, директор по маркетингу S.Group, рассказала Delo.UA, повлиял ли кризис на рынок снеков и чего ожидать производителям в 2016 году
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

В Украине ежедневно снеки едят около 23% потребителей. Когда цены на основные товары растут, а зарплаты не индексируются, первое, от чего отказываются потребители — это импульсные покупки. Сухарики, чипсы, гренка, арахис, сушеная рыба никогда не занимали в потребительской корзине существенного места — на них готовы были потратить не более 10 гривень в день. Сегодня, даже после трехкратной девальвации нацвалюты, сумма не изменилась. Но теперь производители снеков конкурируют не между собой, а с производителями продуктов первой необходимости.

Что изменилось в кризис? Раньше за 10 гривень студента, школьника, пенсионера (у младшего школьного возраста — вообще 3-5 грн.) конкурировали только различные виды снеков. Теперь на эти же деньги претендуют и снэк, и шоколадные мини-батончики (которые раньше вообще не смотрели на эту категорию потребителей), и производители основных продуктов питания. В условиях безработицы и тотального роста цен у многих потребителей возникает соблазн и вовсе отказаться от снеков. Убедить потребителя не делать этого может только цена. А снизить ее, в свою очередь, можно лишь за счет уменьшения размера пачки и снижения затрат на маркетинг. В том числе, и через продвижение зонтичных брендов для целой линейки различных снеков.

Есть, куда расти

За 2015 год рынок просел в целом на 30-35% как в продажах, так и в абсолютном весе. Больше всего — до половины объемов продаж в килограммах — потеряли импортозависимые арахис, фисташка и рыба. В Украине они только обрабатываются и упаковываются. Семечка, сухари и чипсы проходят через кризис с гораздо меньшими потерями — не более 10-20%. Если ситуация кардинально не изменится, в 2016 году тренды останутся прежними, хотя падение очевидно будет меньше.

Тем не менее, крупные международные компании PepsiCo и Mondelez регулярно делают предложения локальным игрокам о покупке, что свидетельствует о неугасающем интересе даже к падающему рынку.

Среднестатистический житель Украины потребляет около 1,5 килограмм снеков в год, в то время как в Европе эта цифра составляет 5-6 кг, в США — до 10 кг. Таким образом, потенциал роста потребления составляет не менее 300-400% в перспективе 5-6 лет. Другое дело, что структура самого рынка существенно отличается от европейского. Если в западных странах преимущественную долю занимает экструзия и пеллеты (снеки типа кукурузных и шоколадных шариков), а также чипсы, то в Украине на первом месте — семечка (около 40% рынка), на втором — сухарики (27%). Это связано как с культурой и традициями потребления — такие снеки в Украине в том или ином виде ели столетиями, — так и с дешевизной продукта и локальной базой производства, а также спросом на натуральность.

Сложность заключается в том, что многие производители, особенно региональные, готовы ради снижения затрат идти на ухудшение качества готового продукта. А украинский потребитель этого не любит. Этим, к слову, отчасти объясняется постепенное уменьшение доли локальных компаний в пользу национальных игроков — ежегодно на 2-3%.

Польза или настроение?

Несмотря на бытующее мнение о нездоровой природе снеков, покупатели обращают внимание на происхождение сырья. Или как минимум хотят, чтобы их убедили в натуральности, чтобы об этом говорить, создавать себе некий образ. К примеру, потребителями чипсов со вкусом "краб" на 80% являются женщины. Причина — они воспринимают морепродукты как более здоровую пищу. Еще не до конца, но уже есть понимание, что семечки — это тоже в умеренных количествах достаточно здоровый и полезный продукт: в них витамина Е больше, чем в оливковом масле.

Однако при запросе на натуральность, покупатели все же требуют яркого вкуса. И этот тренд характерен не только для Украины, но и для Европы. Если человек не хочет есть снеки, он их не ест. Но если уже покупает, то хочет получить максимум вкусовых ощущений. Обычные чипсы или гренки в формате "соль", "соль и перец" продаются гораздо хуже, чем с ярко выраженными вкусовыми качествами. Этот спрос приходит из основной кухни. Сегодня, например, мы имеем логичное продолжение моды на гриль и барбекю, а также на азиатские вкусы в основной кухне во вкусовой палитре снеков. А поскольку для многих снеки могут становиться прямым заменителем комплексных обедов, то "преемственность" вкусов становится еще очевиднее.

Баланс возможен

На пересечении базовых требований — низкой цены, привлекательной формы, натуральности и вкуса как раз и находятся распространенные в Европе пеллеты и экструзионные продукты — они производятся с меньшим содержанием масла и имеют высокую маржу производства. При этом могут приобретать самые различные формы — от шариков и ракушек до букв и сложных фигур, что дает огромный простор для полета фантазии маркетологов.

Поскольку рынок "основных" снековых продуктов проседает, у производителей высвобождаются производственные мощности и появляется возможность осваивать новые продуктовые группы. Впрочем, при стагнации экономике и нерастущих доходах населения говорить о каком-либо прорыве в этом направлении не приходится.

Источником роста для производителей станет экспорт в страны Ближнего Востока и Средней Азии, где снековый рынок только начинает зарождаться, конкуренция минимальна, а вкусы — за исключением бекона — практически полностью совпадают с украинскими потребителями.

Справка. В состав корпорации S.Group входят компании "Чистая планета", "Продэкспорт-2009", "СнэкЭкспорт", "ЮМаК". Производственные площадки компаний, входящих в группу S.Group, расположены в Днепропетровской и Черниговской областях. Им принадлежат торговые марки: Snekkin, "Козацька слава", "Мий рыбалка", Semki, "Мачо", KartoFan, Red, Fantasy, Fantee.