НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

Как наладить бизнес-процессы в растущем стартапе

О том, как строить "летящий" стартап и в процессе не "утопить" ни себя, ни команду, рассказал сооснователь и СТО онлайн-маркетплейса для поиска репетиторов Preply Дмитрий Волошин
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Многие фаундеры стартапов, начиная собственные проекты, мечтают о росте, успехе и стремительном развитии. Однако у такого сценария есть обратная сторона: успех влечет за собой ответственность и огромную нагрузку на команду. 

В конце июля 2018 года Preply привлек $4 млн на развитие продукта и расширение компании, в том числе — на открытие второго офиса в Берлине. В 2015 году, когда проекту исполнилось три года, в компании работало более 10 человек. Но уже в следующие три года количество сотрудников превысило 100 человек. И команда продолжает расти. Мы планируем, что в берлинском офисе будет не меньше сотрудников.

В процессе роста мы увидели немало вызовов и получили важные уроки. Поделюсь инсайтами о быстром росте команды, которые, возможно, помогут кому-то справиться с челленджами в развитии собственного бизнеса.

Начинайте с малого — и масштабируйте

Мы не сразу сделали сервис таким, какой он сейчас. Сначала был сайт, где люди оставляли заявки: мы обрабатывали их вручную, чтобы свести учеников с репетиторами. Потом это начали делать алгоритмы, улучшать их. Следующая цель — использовать machine learning, чтобы подбирать ученику самых подходящих репетиторов сразу по группе параметров: локации, специализации репетитора, статусу native speaker, тематикам работы. Но мы не делали алгоритм с использованием machine learning сразу, мы начали с MVP (минимально жизнеспособного продукта).

Подход MVP можно применить буквально в любой сфере. В том смысле, что не стоит гнаться за абстрактным идеалом: лучше сначала проработать минимум функций, решающих главную проблему, протестировать, доработать и только потом приступать к запуску главной "ракеты".

Например, сразу масштабировать бизнес на сложные азиатские рынки было бы плохой идеей. Сначала сервис начал работу в СНГ, потом вышел в Европу (Польшу), затем — в Бразилию. Важно "обкатать" бизнес-процессы на чем-то более легком, а сложное оставить на потом. Этот принцип работает и для расширения команды: если вы знаете, как расширить команду в два раза, и процесс уже отработан, вырасти в 10 раз — не так сложно.

К росту нужно готовиться с первых дней существования проекта, ведь рост — главное свойство успешного стартапа. Сегодня вы начинаете с нескольких человек в команде, а завтра появится необходимость вовлечь в процесс уже сотню. Чтобы минимизировать стресс для всех, необходимо с самого начала просчитывать возможности роста и развития, оттачивать связанные с этим бизнес-процессы. 

Наймите хорошего HR

Стартап — это люди. Да и любой амбициозный бизнес, по сути, делают люди, поэтому к поиску специалистов в команду нужно относиться с особым вниманием. Технологическому проекту — тем более, потому что в этой нише часто случаются ситуации, когда разработчик нужен был еще вчера.

При первой же возможности найдите хорошего HR, чтобы команда могла расти стабильно. Агентство или HR-фрилансер не всегда способен точно понимать требования проекта и не сможет предугадать, какой специалист и на каком этапе вам понадобится. Профессионал inhouse планирует поиск новых специалистов на несколько месяцев вперед, зная внутреннюю "кухню" компании. HR отслеживает нагрузку и продуктивность каждого работника, поддерживает атмосферу в команде, что позволяет строить гармоничный и эффективный коллектив.

Текучка — не всегда плохо

Иногда компании пытаются удерживать сотрудников только потому, что вложили ресурсы в их обучение. Не ставьте себе палки в колеса: если человек больше не двигает компанию вперед — уперся в свой потолок роста, сменил приоритеты, не выполняет свои обязанности — поблагодарите его за вклад и попрощайтесь.

В процессе найма всегда учитывайте текучку. Для этого нужно поставить перед HR-департаментом и менеджерами направлений две цели:

1) Построить правильный онбординг, чтобы отсеять тех, с кем точно не по пути.

2) Определить адекватные критерии оценки, которые помогут вовремя понять, что команда больше не справляется, и решить, что делать: заменить определенного сотрудника или просто расширить штат, гармонично распределив нагрузку.

Не бойтесь привлекать профи со стороны

В стартапе способные профессионалы развиваются стремительно. Многие, кто приходит рядовыми сотрудниками, со временем возглавляют департаменты. Так происходит и у нас. Но иногда в команде нет сотрудника, который мог бы занять топовую позицию, и тогда нужно искать профи высокого уровня. Скажем, наша команда сейчас в поисках VP of Marketing.

Иногда экспертиза со стороны нужна для разовых задач. В этом случае тоже не будет лишним найти профессионала "за периметром" компании. Например, мы так привлекали партнера для подготовки к GDPR — общему регламенту защиты данных граждан и резидентов стран Евросоюза. Компания выполнила роль CIO на аутсорсе, что позволило нам сэкономить собственные ресурсы и при этом быть уверенными, что задача будет выполнена более качественно, а мы сможем работать на европейском рынке без риска получить штраф.

Вовремя подключайте новые инструменты

Инструменты никогда нельзя вводить ради самих инструментов, их не должно быть слишком много. Но надо понимать, что со временем, с ростом компании потребности меняются. Важно это замечать и вовремя внедрять новые инструменты или менять старые.

Так, для планирования и координации нам когда-то хватало Google Docs. Позже перешли на Trello. Сейчас команда разработки координирует процессы в Jira. Это не значит, что Google Docs или Trello — плохие сервисы, просто Jira больше соответствует текущему уровню задач.

Это только один пример, подобные изменения происходят в каждом департаменте. Если вам на первых этапах для коммуникации хватало Telegram, это не значит, что он позволяет эффективно вести коммуникацию и сейчас. Понять это и отказаться от привычного инструмента бывает сложно, но это нужно сделать.

Вовремя отказывайтесь от лишнего

Иногда, чтобы вырасти, надо отбросить лишнее, даже если очень жалко. Хотя бы на время. Поэтому сейчас мы, например, перестали поддерживать другие направления, кроме изучения иностранных языков. На данный момент у нас на платформе работает около 30 тысяч репетиторов, благодаря которым можно изучать 40 языков мира. Это основной фокус, который определился органически. Чтобы сделать рывок, мы фокусируем внимание на этом направлении.

В будущем, конечно, мы хотим вернуть и другие направления репетиторства, помимо языков, а также добавить обучение бизнес-скиллам и языкам программирования. Но сейчас важен фокус, как бы ни хотелось "объять необъятное".

Не бойтесь расти и развиваться. Обращайте внимание на людей, которые — так же, как и вы — видят цель и не видят препятствий. Да, растущий бизнес — это сложно. Но с крутой командой и без страха рисковать, без боязни пробовать что-то новое можно добиться гораздо большего, чем представлялось в самых смелых планах.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram