НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Этически совершенно: Вице-президент L`Oréal о том, как этическая осознанность повышает бизнес-эффективность

Больше 15 лет компания L`Oréal развивает культуру этики и честности. Благодаря своим принципам, компания формирует команду творческих профессионалов своего дела, прививает открытость и уважение к каждому человеку независимо от гендерных различий и добивается успеха, несмотря на мировые кризисы. Эммануэль Лулян, cтарший вице-президент и главный специалист по вопросам этики L`Oréal, рассказал Delo.UA о том, как компании это удается и каких результатов получилось достичь
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Эммануэль Лулян пришел в L`Oréal в 1999 году в качестве руководителя группы управления персоналом. В 2007 году под руководством Жан-Поль Агона он создал Департамент этики. Лулян имеет степень магистра права Чикагского университета и дипломы юриста французских университетов Пантеон-Сорбонна и Ассас.

В 1988 году он был награжден Министерством иностранных дел Франции медалью Лавуазье. С 2007 по 2012 год был членом совета Ассоциации по вопросам этики Соединенных Штатов и членом Совета Этического круга Франции с 2011 года.

Лулян является членом Центра этических ресурсов (Вашингтон), членом Глобального совета по бизнес-поведению (Нью-Йорк), Комитета по этике Французского агентства развития (ФАР) и Комитета по этике Французского института директоров (IFA).

Что послужило первым импульсом для продвижения к этическому совершенству?

Сильные ценности и этика всегда были и будут основой компании L'Oréal. Сотрудники компании придерживаются их уже более полувека. Такой подход был задуман нашим руководством довольно давно. Это было сделано не для преодоления кризиса, по просьбе судьи или инспектора регулирующего органа. Это полностью добровольная инициатива и осознанные действия. Мы твердо верим, что компания с сильной, открытой и этической культурой работает намного лучше и ее ценности более весомы. Сегодня лучший способ удержаться на рынке и достичь успеха — формирование прочной надежной культуры компании.

Но вы решились на такие изменения еще в начале 2000-го года?

В 2000 году компания L'Oréal создала "Кодекс этики", так называемый нормативный документ, своеобразную "конституцию", которая определяет действия, помогает принять решение в той или иной ситуации и привносит этические принципы группы в повседневную профессиональную деятельность каждого сотрудника. Такой кодекс распространяется на всех сотрудников группы L'Oréal во всем мире. Это был наш первый и очень эффективный шаг. В 2007 и 2014 годах вышло второе и третье издания Кодекса деловой этики с дополнениями, составленными по отзывам сотрудников.

Как вы отличаете ценности, этику и ДНК компании?

Для меня это просто вопрос терминологии. ДНК никогда не может быть изменена. Этические принципы и ценности могут меняться. Например, в XXI веке мы считаем, что прозрачность является важным критерием оценки эффективности деятельности и важным знаком уважения к потребителям и акционерам. Сто лет назад этот принцип был не так важен.

А что в ДНК L'Oréal?

Наверное, сам человек. L'Oréal — это организация, ориентированная на человека, и мы стараемся предоставить для него только лучшее во всем, что мы делаем. Мы уделяем гораздо больше внимания людям, чем системам. Мы не отказываемся от систем, но люди всегда в приоритете.

Какие данные, исследования или опыт заставили вас поверить в то, что компания с сильной этической культурой гораздо эффективнее и прогрессивнее? Как вы пришли к такому выводу?

Организация с сильными базовыми ценностями работает намного лучше, потому что у нее более высокий уровень доверия и вовлеченности сотрудников.

Есть разные способы взглянуть на этику: некоторые считают, что уважать закон достаточно, чтобы быть этичными. Такое мнение было распространено в 70-х — 90-х годах. Сегодня этого явно недостаточно.

В наше время важнее всего то, что находится за пределами закона — когда вы просите людей только уважать закон, вы просите их повиноваться. Когда вы просите людей повиноваться, о доверии речи быть не может. Если я член команды, но коллеги и руководство мне не доверяют, меня попросят просто подчиняться инструкциям. А если есть человеческое доверие, вместо слепого подчинения инструкциям, появляется желание высказывать свои идеи и знать, что они будут услышаны.

В этом случае люди более мотивированы и вовлечены в работу, которой занимаются. Так происходит объединение умов и возможностей. В команде работают люди, которые проявляют инициативу и стремятся развивать компанию. Поэтому вместо культуры послушания и недоверия нашей целью является развитие культуры доверия, продуктивного общения и гордости. Именно эти характеристики, на мой взгляд, позитивно характеризуют компанию.

В компании L'Oréal работают креативные люди. Если мы начнем ограничивать их рамками и правилами, то можем так убить их творческие порывы. Они хотят создавать будущее. Мы открыты для будущего и поощряем креативность сотрудников. Мы считаем, что каждый сотрудник может стать образцом для подражания.

Как компания поменялась за предыдущие 17 лет?

Я бы назвал это не изменениями, а эволюцией. Люди, работающие в нашей компании, все больше осознают важность этики, чувствуют себя более комфортно, вовлеченно. Они уважаемы и всегда находятся в центре внимания компании. Особенно это заметно на представителях поколения миллениалов. Когда речь заходит об их карьере в компании, они задают больше вопросов об этике и культурных ценностях. Означает ли это, что новое поколение будет более этичным? Я так не думаю. Предполагаю, что они просто более осведомлены и требовательны, они свободнее высказывают свое мнение и больше, чем остальные, говорят.

То, насколько сотрудники могут свободно высказывать свое мнение, говорит об уровне культуры ценностей любой компании. Я бы задал всего один вопрос: "Можете ли Вы свободно высказать свое мнение в компании, не боясь возмездия руководства?" Если в ответ я услышу "да", для меня это будет означать, что в компании высокий уровень доверия и культуры ценностей. Если же ответом будет "нет" — о культуре в этой компании говорить не приходится.

Мы постоянно работаем над тем, чтобы сотрудники чувствовали себя в компании свободно и не боялись проявить себя. Это по-настоящему здорово!

Две "этические" компетенции включены во всемирную оценочную систему сотрудников — "действует / проявляет к человеку чуткость" и "честно добивается результата". Как вы оцениваете ее?

Менеджер может определить свой уровень этики в лидерстве и уровень этики в команде, используя определенную анкету. Это позволяет выяснить, в какой степени лидер поощряет членов команды, как принимает новые идеи и вклад других в общее дело. Все это можно определить достаточно объективно. Что касается честности, то благодаря сильной политике L'Oréal этот принцип можно определить тремя словами — полная нетерпимость к коррупции.

Есть ли шанс у сотрудников-одиночек преуспеть в компании, которая так много заботится о честности?

Система ценностей нашей компании основывается на нескольких аспектах.

Первый аспект — люди могут свободно высказываться.

Второй аспект — культурный — это открытость общения, постоянный обмен информацией. Сотрудники обязаны делиться с коллегами знаниями и информацией. Например, сегодня мы обсуждали ситуацию связанную с правами человека, а точнее относительно права сотрудников выражать свое политическое мнение в социальных сетях. Сотрудники имеют право свободно выражать свои политические взгляды, если это никак не связано с компанией, в которой они работают. Политика — это не бизнес нашей компании. Мы — за красоту и многогранность. Мы не политическая организация и всегда должны быть осмотрительны с этой точки зрения.

Третий аспект — это хорошая организационная справедливость. Мы все хотим жить в мире с высоким уровнем справедливости. Такое же стремление мы реализуем и в нашей компании. Отношение ко всем сотрудникам должно быть честным и справедливым. Никаких двойных стандартов, поскольку такой подход говорит о слабости руководителя компании и низком уровне культуры. У L'Oréal более чем 100-летняя история развития и ключевой причиной такого долголетия компании является высокий уровень этической культуры.

Согласно различным мировым исследованиям, женщины зарабатывают на 25% меньше, нежели мужчины ...

В L'Oréal большое значение придается обеспечению равных прав для женщин и для мужчин. Отражается это и с точки зрения заработной платы, и с точки зрения уважения к каждому человеку, независимо от гендерных различий.

Вы видите разницу между лидерством женщины и лидерством мужчины?

Было бы несправедливо делать гендерные обобщения. Мой опыт говорит о том, что женщины обладают большим мужеством, чем мужчины. Женщины чаще и смелее высказывают свое мнение и отстаивают свои позиции.

В L'Oréal большое значение придается обеспечению равных прав для женщин и для мужчин

Вы также отвечаете за права человека. Расскажите подробнее об этой деятельности.

Права человека важны, но без практики и уважения мы не могли бы способствовать многогранности и уменьшать дискриминацию. Конечно, мы должны бороться с дискриминацией, поскольку это "темная сторона" закона. Но продвижение многогранности гораздо более привлекательно и проактивно. То же самое с "темной стороной" конфликта интересов — я предпочитаю продвигать лояльность, а не бороться с конфликтом интересов.
Многогранность — это здорово. Лояльность — это здорово. Мы верим в культурное перекрестное обогащение.

Как вы поддерживаете тему этики во всех офисах L'Oréal?

Мы много общаемся, обмениваемся идеями, видим реакцию людей и их открытость к развитию многогранности. Эти реакции и идеи отражаются в корпоративной среде. Многогранность — это великая вещь для всех людей, любого пола, возраста и т. д.

Поделитесь опытом, как набирать сотрудников этически правильно и ответственно?

Обычно мы спрашиваем кандидатов об их этических принципах, отношении к честности и открытости. Мы рассказываем им о принципах компании и стараемся узнать их отношение к важным для нас вопросам.

Права человека, многогранность, равноправие являются частью концепции устойчивости. Почему вы решили назвать департамент компании "этическим", а не "устойчивым"?

Деловая этика является важнейшей обязанностью каждого из нас. Этика — имеет более высокую концепцию и мы считаем, что наша программа устойчивого развития, наша программа многогранности и все программы в области прав человека начинаются именно с этических принципов. Наша программа этики охватывает все сферы деятельности компании: маркетинг, финансы, İT, HR, коммуникации, исследования и многие другие.

Не могли бы вы рассказать подробнее о проектах CSR в L'Oréal?

Мы стремимся к совершенству и постоянно ставим перед собой новые, все более сложные задачи. L'Oréal взяла на себя четкие обязательства по сокращению воздействия на окружающую среду. Мы скоро опубликуем новый отчет о проделанной работе. Наши команды много думают о реальных возможностях распределения ресурсов. В XXI веке цели распределения ресурсов очень отличаются от тех, которые были в XIX и XX столетии.

Вы разработали обучающий он-лайн курс по этике, Всемирную сеть корреспондентов по этическим вопросам, политику поиска и набора сотрудников. Что еще вы делаете для продвижения культуры?

Каждый год у нас проходит День этики, который уже стал главным событием в корпоративном календаре. В этот день все сотрудники по всему миру могут связаться с генеральным директором L'Oréal Жан-Полем Агоном и задать ему различные вопросы касательно этики. Они также могут связаться со своими генеральными менеджерами. Также мы организовываем ряд мероприятий, связанных с этикой, которые открыты для всех сотрудников компании L'Oréal во всем мире. Таким образом мы показываем важность этики для всех.

Как вы думаете, у вашей практики появятся последователи? Будет ли она распространяться на другие компании отрасли?

У меня нет оснований полагать, что у этих компаний нет высоких стандартов или подобных целей. Большинство из них, вероятно, имеют ту же цель: уважать каждого человека — от клиента до сотрудника. Каждый человек должен уважать экосистему своей компании и оказывать положительное влияние на этот мир благодаря этической культуре.

Не могли бы вы дать какие-то рекомендации для местных предприятий, для тех, кто только делает первые шаги в этом направлении?

Необходимо начать с формирования сильных убеждений об этическом лидерстве. Топ-менеджеры должны принять это как главную цель компании. Вы должны руководствоваться этой идеей и тогда достигнете успеха и признания других.