- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- IT и Телеком
- Дата публикации
Как провести успешную и недорогую интернет-кампанию — CEO WebPromoExperts
Какие первые шаги должен предпринять бизнес, выходя в онлайн?
Прежде чем идти в онлайн, бизнесу необходимо решить три ключевые проблемы. Первая касается продукта и сервиса. Если менеджеры не берут трубку, хамят клиентам, вероятность того, что вы привлечете новые заказы из интернета, есть, но денег это не принесет. Если эта проблема еще не решена — заходить с продуктом в онлайн рано. Онлайн — очень динамичная среда, любая проблема с сервисом или доставкой сразу же обнаружится. Вам это напишут или в комментариях, или в "личку", или на "стене" в Facebook.
Вторая проблема — сайт и неготовность работать с ним как с инвестицией. К нему зачастую относятся, как к витрине, хотя он является отдельным продуктом. Создать шаблон за 1 тыс. грн по-прежнему можно, но если вы хотите создать хороший продукт, то инвестиции стартуют от $1,5 тыс. за сайт-визитку и от $5 тыс. за сайт интернет-магазина.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaТретья проблема — источник трафика. Как привлечь не просто пустые переходы, а посетителей, которые станут покупателями. Причем это должен быть рентабельный трафик, чтобы сумма затрат не превышала суммы заработка.
Как интернет-магазину привлечь трафик на первом этапе?
Привести человека на сайт не проблема, на специализированных биржах за $1 10 тыс. студентов или роботов могут накрутить вам посещаемость. Поэтому цель должна быть не в количестве трафика, а в результатах и целевых действиях — покупках или звонках. В результате для тех направлений, которые на рынке давно (электроника или одежда), реклама становится нерентабельной.
Как решать эту проблему?
Для выхода в онлайн любому бизнесу нужен работающий сайт и настроенная система веб-аналитики. Интернет измерим (это его основное конкурентное преимущество), мы можем точно сказать, с каких источников получили заходы, по каким ключевым словам, кто наша аудитория. Нужно настроить Google Analytics, "Яндекс. Метрику", и вы будете знать, кто ваш клиент. Это критично важно для бизнеса.
Каждый из наших курсов в академии WebPromoExperts мы начинаем с того, что студенты строят систему эффективности и настраивают сервисы веб-аналитики.
Что это дает при бюджетировании?
Если мы отталкиваемся от ограниченного бюджета в 1 тыс. грн, мы запускаем тестовую кампанию на небольшую сумму и смотрим на результат — определяем, во сколько нам обходится один звонок или заявка. Если нас эта цифра утраивает — масштабируем кампанию.
На примере клиентов WebPromo мы увидели, каким был спрос сначала на бойлеры, потом на электрогенераторы. Клиенты, которые были гибкими и понимали, во сколько им обходится одна заявка, увеличили бюджет на рекламу в 3-5 раза и увеличили тем самым объем продаж в соотношении 1 к 3 и даже 1 к 5.
То есть, контекстная реклама является ключевым инструментом в интернет-маркетинге?
Контекст — самый быстрый, качественный и точный инструмент. Поэтому инструмент, который должен подключаться в первую очередь после запуска сайта — это как раз контекстная реклама. Контекстной рекламой в поисковых системах мы отвечаем на сформировавшийся спрос.
В контексте буквально через два дня рекламная кампания начинает приносить заходы. Но важно сделать такую рекламу точечной — настроить город, время, ключевые слова, т. е. рекламу будут видеть только те, кто может принести деньги. Грамотно настроенная рекламная кампания даже при маленьком бюджете в несколько тысяч гривень может давать хорошие заходы.
Как удешевить трафик с контекстной рекламы?
Это уже следующий шаг. Запустив контекстную рекламу у вас появляется возможность удешевить этот трафик. Если на ваш продукт есть спрос, необходимо подключить поисковую оптимизацию, которая позволяет привлечь трафик в 10 раз дешевле, чем в случае с контекстом. Если в контексте мы платим от 2 до 10 грн за клик, в поисковой оптимизации мы можем получать клик дешевле 1 грн.
Цель этих двух основных инструментов первичного привлечения — привести на ваш сайт людей, которые действительно заинтересованы в продукте. Контекст точный, быстрый, хорошо таргетируется. Поисковая оптимизация — длительный процесс, но более дешевый.
Хорошо, мы привлекли на свой сайт людей с помощью контекста и с поисковой оптимизации. Как удержать аудиторию?
Здесь в игру вступают социальные сети и почтовые рассылки.
Социальные сети — это не инструмент прямых продаж, как многие думают. При правильной коммуникации социальные сети позволяют удержать аудиторию, вырастить "адвокатов бренда", которые и будут привлекать вам новых клиентов. Проблема в том, что большинство воспринимает аудиторию соцсетей как инструмент продаж. Но продать что-то в лоб в социальных сетях очень сложно.
Какой контент стоит предлагать аудитории в соцсетях, чтобы не оттолкнуть ее?
В любой социальной сети работает пять инструментов.
В основе всего лежит контент. Мало просто рассказывать, что у нас классные кошельки, необходимо написать подробную статью о конкретных преимуществах, выложить видеоролик, где показано, как производится этот кошелек. Остальные четыре инструмента позволяют этот контент распространять.
Первый инструмент — классический. Это реклама, мы платим деньги и позволяем аудитории увидеть наш контент. Тут реклама еще более таргетируемая, чем в случае с контекстной рекламой. Мы можем выбрать пол, возраст — любая информация, которую человек указал в своем профиле в соцсети, может быть использована для таргетирования рекламы.
Следующий инструмент — тематические сообщества.
Еще есть такой инструмент, как лидеры мнений.
Помимо социальных сетей следует подключить и активную коммуникационную стратегию. Отслеживаем ключевые запросы, например, по запросу handmade-сумки, находим людей, которые их искали, и вступаем с ними в диалог. Второй вариант подойдет, если ваш бренд уже хорошо раскручен — поиск отзывов о вас, как положительных, так и отрицательных. Тех, кто оставил положительные отзывы, мы благодарим и получаем "адвокатов бренда", а с теми, кто оставил негативный, решаем конфликт.
Какие социальные сети для украинского бизнеса сейчас наиболее эффективны — Faceboоk или "ВКонтакте"?
Все зависит от ниши и аудитории, но в целом для украинского бизнеса обе социальные сети являются эффективными. У "ВКонтакте" широкая аудитория, она подходит для масс-маркета, у Faceboоk в основном киевская аудитория, причем небольшая — около 3,5 млн. Если вам что-то нужно продать в Киеве для аудитории "средний класс" и "средний плюс" — Facebook для вас. Хотите продавать что-то на масс-маркете — идите в "ВКонтакте".
Отток пользователей из "ВКонтакте" из-за бойкота всего российского не повлиял на желание бизнеса там рекламироваться?
Нужно понимать, что если инструменты действенны — бизнес будет ими пользоваться. "ВКонтакте" является лидирующей социальной сетью в Украине, а "Яндекс" занимает второе место среди поисковиков в Украине. Оба сервиса российские, но за несколько лет они зарекомендовали себя как действенные. Поэтому бизнес не может себе позволить отказаться от них.
Какой еще инструмент способен удержать аудиторию?
Наравне с социальными сетями по эффективности удержания аудитории идет email-рассылка. В Украине с этим сейчас проблема, так как большинством людей email-рассылка по-прежнему воспринимается как спам.
Что же тогда классический email-маркетинг, если не спам?
Ключевое отличие email-маркетинга от спама — это добровольная подписка и возможность в любой момент отписаться.
Коммуникация посредством email может быть очень эффективной. Этот инструмент персонализируется, можно написать конкретному человеку, конкретное письмо согласно его интересам. Например, HeadHunter привлекает 27% трафика благодаря email-рассылке.
В нашей академии мы ведем блог, проводим вебинары, запустили онлайн-телевидение по интернет-маркетингу WebPromoExperts.TV, т.е.генерируем большое количество контента. Этот контент распространяется с помощью еmail-рассылки.
С какой частотой должна приходить рассылка, чтобы она не надоедала подписчикам?
Все зависит от того, какому сегменту потребителей мы пишем. Письма от modnaKasta приходят каждый день, иногда по нескольку раз в день.
В нашей нише адекватное количество новостей накапливается за неделю работы. Поэтому раз в неделю мы делаем дайджест. Для тех, кто активно читает, мы готовим ежедневные рассылки.
При этом вариантов как структурировать базу и как ее персонализировать очень много. Системы, которые делают рассылки, достаточно умные и позволяют точечно разбить вашу базу. Поэтому построение системы email-маркетинга для крупных интернет-проектов, таких как HeadHunter или modnaKasta, это целая наука, которой занимаются отдельные люди.
Каков средний бюджет необходим для построения системы интернет-маркетинга?
Все зависит от бизнеса. Зарплата SMM-менеджера или email-маркетолога, работающего на ставке, может колебаться от 4 до 12 тыс. грн. Если мы говорим о контекстной рекламе, то обычно бюджеты стартуют от 5 тыс. грн в месяц. Настройка веб-аналитики, почтовой рассылки делается одноразово при взаимодействии с агентством, здесь почасовая работа.
Но стоит всегда помнить, что только один инструмент в интернет-маркетинге не будет приносить достойного результата, все должно работать в комплексе. Лайки в Facebook влияют на вашу популярность и учитываются поисковиками. То, что вы даете пользователю как контент, Google тоже учитывает и поднимает вас выше в поисковой выдаче. Все настолько взаимосвязано, что остановившись на одном канале, вы проигрываете.
Интернет-реклама сможет догнать по показателям телевидение?
У интернета пока нет телевизионных охватов, но 50% населения страны уже в сети. Главное его конкурентное преимущество — это четкая система измеримости. У телевидения широкий охват, а в интернете мы выбираем, кому показывать сообщение, когда. Плюс четкое понимание, в какую сумму вам обошелся один звонок, один контакт. Это те вещи, которые привлекают рекламодателя в интернет.
К тому же с помощью социальных инструментов можно понять, есть ли спрос на ваш продукт. Если в оффлайне конкурентная разведка — это целая наука на уровне шаманства, то в интернете есть сервисы, которые дают понятие о количестве трафика у твоего конкурента и где он его берет.