НБУ курс:

USD

41,40

+0,11

EUR

45,14

+0,17

Наличный курс:

USD

41,65

41,59

EUR

45,45

45,30

Как украинской компании зарегистрировать торговую марку за границей

Олег Климчук, старший юрист Sayenko Kharenko, об особенностях регистрации торговых марок за границей

Принятие украинской компанией решения о регистрации торговой марки (ТМ) за границей — это не столько вопрос проставления галочек в списке стран, сколько стратегическое и взвешенное решение, которое должно максимально учитывать как особенности каждой страны, в которой украинская компания хотела бы получить защиту своего бренда, так и потребности самой компании.

В целом основная задача украинской компании будет состоять в выборе между международной регистраций (Мадридская система, торговая марка ЕС) или национальной регистрации в каждой конкретной стране. Выбор одного из двух видов регистрации (или обоих) зависит от перечня стран, желаемых сроков регистрации (например, в Грузии возможна ускоренная регистрация ТМ), а также документов, которые необходимо предоставить для регистрации в конкретной стране (что особенно важно при выборе национальной регистрации).

По моему мнению, международная регистрация является более выгодной (один унифицированный пакет документов, оплата, подача документов и регистрация во всех интересующих странах, через один орган, который осуществляет международную регистрацию), но в этом случае все-таки необходимо учитывать нюансы регистрации ТМ в конкретных странах. Например, в США необходимо предоставить достаточное документальное подтверждение намерений (или даже готовности) использовать регистрируемую ТМ для конкретных товаров и/или услуг. В этой связи ТМ в США регистрируются для очень короткого перечня конкретных товаров и/или услуг. Кроме того, если вы планируете зарегистрировать цветную торговую марку в США, необходимо четко указать, в каких и с какими словесными и/или изобразительными элементами каждый цвет будет использоваться.

Основными трудностями, с которыми могут столкнуться украинские компании при регистрации ТМ за границей, является предварительный отказ в регистрации или претензии конкурентов относительно того, что такая регистрация может нарушать их права и вводить в заблуждение потребителя. Однако в таком случае у украинской компании всегда есть возможность подать свое обоснование (пояснения), почему ТМ может быть все-таки зарегистрирована.

Отмечу, что возможные трудности можно выявить еще на стадии подготовки к регистрации ТМ. Так, основания для отказа в регистрации ТМ во всех странах более-менее одинаковы (например, описательность знака, возможность смешения с другими ТМ). Соответственно, если основания для отказа в регистрации ТМ, которые содержаться в украинском законодательстве, не применимы к данной ТМ, то есть хорошие шансы того, что в регистрации знака не откажут и за рубежом (это в части так называемых абсолютных оснований для отказа, т.е. оснований, которые предусмотрены законодательством). Наличие споров относительно ТМ в Украине также может повлиять на возможность регистрации последней в других странах. Не стоит надеяться, что конкуренты не заметят вашу заявку.

Самой частой причиной оспаривания регистрации ТМ, является схожесть названия с торговой маркой конкурента. При этом схожесть может быть и не такой уж явной (например, спор относительно ТМ EMI и ТМ Eni). В этом случае для минимизации рисков всегда рекомендуется проводить предварительный поиск схожих зарегистрированных или уже поданных на регистрацию ТМ в других странах. Сегодня эта информация в значительной степени доступна онлайн и, соответственно, по крайней мере, первый поиск всегда возможно провести самостоятельно. При выявлении схожих ТМ в определенной стране нужно будет объективно оценить насколько регистрация будет успешной (насколько ТМ похожи, какое обоснование отсутствия схожести может предоставить украинская компания, для каких товаров и услуг планируется зарегистрировать знак и для каких товаров и услуг зарегистрированы схожие знаки, возможность введения в заблуждение потребителя относительно производителя). Также следует помнить, что даже явная схожесть ТМ не всегда является критической.

Так, одним из самых громких споров о регистрации украинской торговой марки за границей стали судебные разбирательства между компаниями Roshen и Ferrero Rocher в США. Так, в компании Ferrero утверждали, что заявленная на регистрацию в США торговая марка ROSHEN нарушает их права на торговые марки ROCHER и FERRERO ROCHER, зарегистрированные в США ранее, а также "размывают" узнаваемость этих торговых марок.

Со своей стороны Roshen обратился со встречными требованиями отменить регистрацию торговой марки ROCHER на основаниях недобросовестности и отказа в связи с тем, что Ferrero более трех лет не использует торговую марку ROCHER без выявления какого-либо намерения к возобновлению такого использования.

Для защиты прав Roshen были проведены два общенациональных исследования среди потребителей: одно относительно вероятности смешения и другое — относительно проверки фактической ассоциации логотипа ROSHEN с FERRERO ROCHER/ROCHER для проверки вероятности "размывания" узнаваемости знаков Ferrero. Исследование показало, что вероятность ассоциирования торговых марок друг с другом и их смешения составляют менее 3%.

В результате переговоров стороны пришли к паритету интересов, сохранив за собой право на те торговые марки, которые ими были поданы на регистрацию или зарегистрированы. В частности, Ferrero отозвал свой судебный иск, а также свои претензии без сохранения за собой права по предъявлению претензий на тех же основаниях. В свою очередь Roshen также отозвал свои встречные претензии относительно отмены регистрации торговой марки ROCHER, оставив за собой право повторного обращения на тех же основаниях (что представляется в данном случае вполне логичным и оправданным). Безусловно, такой результат не был бы достигнут Roshen без активной защиты своего бренда. Украинский производитель сладостей получил возможность продолжить регистрацию своей торговой марки и, в конечном счете, выйти на рынок США со своей продукцией.